Рефераты. Регионы Европы p> В Швеции такие “децентрализованные” решения носят более выраженный характер. Хотя общий подход состоит в том, что региональная политика должна определяться и проводиться на национальном уровне, что обеспечивает возможность координации в рамках экономического планирования, существенно большая децентрализация была введена в 1980 году в ответ на требования местных властей. В результате сложилась такая система, при которой общенациональные директивы проводятся в жизнь региональной администрацией, которая и отвечает за повседневную работу. Во главе всей этой структуры стоит Министерство промышленности и торговли, при котором имеется подразделение, занимающееся разработкой региональной политики, которое определяет районы, нуждающиеся в помощи, контролирует проведение политики и осуществляет связь с Европейской Комиссией. Центральная руководящая власть находится в руках Национального совета по вопросам промышленного и технического развития (NUTEK), который и несет ответственность за оказание региональной поддержки коммерческим предприятиям. И наконец, на региональном уровне, Административные советы графств (CAB) отвечают за осуществление и координацию деятельности на региональном уровне. Для этих целей они получают бюджетные ассигнования, и они же должны разрабатывать стратегию развития своих регионов.

Группа стран северной Европы накопила большой опыт в области проведения региональной политики - начиная с централизованного подхода во Франции и в
Люксембурге, затем идут Нидерланды и Соединенное Королевство, где наличествует существенная степень децентрализации, и заканчивая федеративной системой Австрии и Бельгии. Во Франции решения по стимулированию развития регионов принимаются Министром, отвечающим за региональную политику, на основе рекомендаций, полученных от CIALA
(межведомственный комитет по оказанию поддержки), председателем которого является глава DATAR, головной организации по региональному развитию во
Франции.

В Люксембурге, учитывая размеры страны, централизованный принцип принятия решений является вполне естественным. Решения принимаются совместно Министром экономики и Министром финансов на основе рекомендаций, полученных от Консультативной Комиссии, в состав которой входят представители четырех центральных министерств.

В Нидерландах основными ведомствами, занимающимися вопросами региональной политики, являются Министерство экономики и администрации провинций. Что касается оказания помощи регионам, то Министерство экономики курирует проекты с объемом инвестиций свыше 10 млн. флоринов. Менее крупные проекты осуществляются децентрализованно.

В Соединенном Королевстве региональная политика, проводимая в
Великобритании, существенно отличается от политики, проводимой в Северной
Ирландии. В Великобритании региональная политика входит в совместную компетенцию Министра по торговле и промышленности, а также Министров по делам Шотландии и Уэльса. В Англии за проведение региональной политики отвечают региональные правительственные ведомства, а также Министерство торговли и промышленности. Правительственные ведомства могут принимать решения об оказании помощи регионам в соответствии с директивами, получаемыми от Министерства при согласовании с ведомствами Шотландии и
Уэльса, кроме того, такие решения должны быть утверждены Казначейством.
Помимо разработки директив на национальном уровне, а также контроля за их последовательным соблюдением, Министерство торговли и промышленности проводит оценку больших проектов в Англии, которые выходят за пределы компетенции правительственных ведомств, а также таких проектов, которые имеют последствия для Великобритании в целом. Хотя ведомства Шотландии и
Уэльса не подотчетны непосредственно Министерству торговли и промышленности в отношении оказания помощи, они придерживаются тех же директив с целью обеспечения последовательности в проведении политики на территории всей страны.

В Австрии Конституция четко не определяет, кто должен отвечать за проведение региональной политики - федеральное правительство или администрации земель. Вместо этого существует неформальное разделение сфер компетенции, как в законодательной области, так и в области проведения политики, между федеральным уровнем, администрациями земель и местными властями. Основные случаи оказания помощи регионам являются совместными проектами, финансируемыми и осуществляемыми федеральным правительством и администрацией соответствующей земли.

Если говорить о странах ЕС в целом, то уровень децентрализации в поведении региональной политики остается весьма ограниченным, особенно в том, что касается оказания помощи отдельным регионам. В большинстве регионов сейчас наблюдается сложная комбинация государственных, частных и полугосударственных посредников, занимающихся проблемами регионального развития, а также идет мощная волна встречных инициатив на местах, включая самодеятельные и чисто локальные движения. В результате этого в ряде стран роль центрального правительства все больше ограничивается разработкой политики и ее координацией, не включая собственно вопросы проведения политики. Тем не менее, в большинстве стран, ключевую роль в принятии решений об оказании поддержки регионам играют центральные правительства.

Политические инструменты.

Региональная политика стран-членов ЕС традиционно использовала целый ряд инструментов, имеющих существенно разное значение для различных стран.
Более того, относительная важность различных инструментов менялась с течением времени. С точки зрения исторического развития можно выделить пять больших классов политических инструментов:

. средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах;

. пространственное распределение экономической деятельности государства;

. финансовое стимулирование компаний;

. создание инфраструктуры;

. “мягкие” меры стимулирования развития.

Из вышеперечисленных пяти категорий, за прошедшие два десятилетия роль средств сдерживания и так называемого “пространственного распределения экономической деятельности государства” существенно сократилась. Средства сдерживания использовались рядом стран, в частности, Францией в отношении
Парижа и его пригородов, и Соединенным Королевством в отношении Лондона и
Юго-восточного региона, однако Соединенное Королевство отказалось от этой политики в 1970 году.

Значение экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось за последнее десятилетие в связи с сокращением общественного сектора в экономике. Широкомасштабная приватизация, особенно в области производства, лишила правительство возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в указанные производства.

Оставшиеся три инструмента региональной политики - финансовое стимулирование, предоставление инфраструктуры и “мягкие” меры стимулирования развития - используются в настоящее время в большинстве стран ЕС. Финансовое стимулирование заключается в том, чтобы заинтересовать фирмы размещать производство или инвестиции в проблемных регионах - дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п. Такие инструменты стимулирования используются почти всеми странами ЕС. Кроме того, существует более широкая поддержка развитию бизнес-среды в проблемных регионах - помощь, адресованная не конкретным фирмам, а скорее имеющая целью улучшить условия ведения бизнеса для всех фирм данного региона. Такие меры могут заключаться в создании физической инфраструктуры в комбинации с “более мягкими” элементами инфраструктуры, относящимися, например, к поддержке информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок.

Делая выводы о масштабах региональной политики, проводимой четырьмя группами стран, можно говорить о том, что в “интегрированных” странах набор применяемых политических инструментов существенно шире, он выходит за пределы стимулирования отдельных регионов и охватывает меры по более общему изменению бизнес-среды, включая и создание физической инфраструктуры.
Частично такой широкий подход отражает и большую глубину региональных проблем. В связи с этим особую важность для этих стран приобретают такие фонды ЕС, как Структурные Фонды и Интеграционный Фонд, а также необходимость совместного финансирования этих фондов из национальных бюджетов. Характерной чертой структурных фондов - особенно в регионах, относимых к Цели 1 - является то, что они занимаются вопросами, далеко выходящими за рамки инвестирования в производство и включают помощь в развитии инфраструктуры и создании благоприятной среды для развития бизнеса. Со своей стороны Интеграционный Фонд концентрирует свое внимание на крупных проектах в области развития инфраструктуры, связанных с транспортом и окружающей средой, что делает региональную политику более широкомасштабной.

Структурные Фонды оказывают существенное влияние на содержание региональной политики в Германии и Италии. Пересмотр региональной политики
Италии, который имел место в 1992 году, был предпринят в первую очередь с тем, чтобы обеспечить возможность совместного финансирования со стороны
Структурных Фондов. В то время как примерно четверть ресурсов Структурных
Фондов была предназначена на содействие экономическому развитию, другими крупными приоритетами в плане выделяемых ресурсов были инфраструктура, сельское хозяйство, а также связь и человеческие ресурсы.

В Германии традиционная региональная политика в рамках Совместной оперативной группы (GA) состоит в основном в оказании помощи регионам в сочетании с мерами поддержки бизнеса, включая предоставление производственных площадей, создание центров коммерческих технологий, содействие развитию местной инфраструктуры и прочие меры, направленные на улучшение локальной бизнес-среды. Однако среди властей Германии существует оппозиция дальнейшему расширению сферы действия региональной политики распространению ее на такие типичные меры, предусмотренные Целью 1, как помощь в области человеческих ресурсов, сельского хозяйства, развития сельских районов, помощь малым и средним предприятиям, меры по улучшению окружающей среды, а также разработка новых технологий.

В скандинавских странах исторически различается “узкий” и “широкий” аспект региональной политики. Региональная политика в узком смысле слова подразумевает меры по развитию бизнеса и экономики, которые обсуждались выше. И напротив, широкий аспект региональной политики включает в себя действия правительства в области транспорта, связи, образования и здравоохранения, которые имеют большое значение для поддержания жизнедеятельности сообществ в малонаселенных районах.

И, наконец, обратившись к странам северной Европы, мы находим здесь ряд мер, направленных на расширение области действия политики. Наиболее широко трактуется региональная политика во Франции, где понятие “управления территорией” включает в себя большой спектр политических мер пространственного развития. И действительно, само по себе понятие
“управления территорией” таково, что очень трудно, и даже неуместно, пытаться отделить проблемы регионального развития от других вопросов пространственного развития. Самый последний закон в области регионального развития, принятый во Франции, охватывает широкий спектр политических инструментов, включая регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, сферу услуг, а также меры по стимулированию развития регионов. Помимо того, существует государственная система контрактов по планированию регионов, предусматривающая больший объем государственной помощи наиболее бедным регионам.

В Нидерландах ядро региональной политики тяготеет к капиталовложениям, а в более широком аспекте - к мерам по созданию благоприятной бизнес-среды и развитию инфраструктуры. Широкую поддержку получила новая интересная политическая программа развития и реструктуризации промышленного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.