Рефераты. Регионы Европы p> Регионы в системе европейской интеграции.


Обзор этапов, условий и причин интеграции.

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции «вглубь» и
«вширь».

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных объективных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.
Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах- партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мира сего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество, в частности желание, получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ к более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза,
Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейское сообщество 1957г., преобразовавшееся в Европейский союз в 1993г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия,
Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия,
Финляндия, Франция, Швеция);

Интеграция в регионах Европы.

Образование ЕС действительно создает для жизнедеятельности регионов
Европы новую политическую и хозяйственную среду. Политически оно во многом снимает их прежнюю привязку исключительно к столицам своих государств, расширяет ареал интересов и возможностей до размеров всего Евросоюза.

Конкретно это выражается в растущем переплетении интеграции с процессами децентрализации властных полномочий, в результате чего все больше решений ЕС начинает применяться в его странах-членах уже не только общенациональными, но и региональными властями, а сами регионы выходят на прямые связи и партнерство с руководящими органами ЕС.

Не менее политически значимо и то, что по мере замены различающихся национальных законодательств стран-членов "европейским правом" регионы отдельных стран Европы начинают функционировать во все более сходном и однородном правовом поле. Это в значительной степени унифицирует условия их развития, делает возможным и предметным обмен опытом управления и хозяйствования, сближает механизмы принятия и исполнения решений на местах.

Важно отметить и то обстоятельство, что руководство ЕС придерживается в целом политики уважения специфики отдельных регионов и народностей, не препятствует их самоосознанию и самовыражению, когда эти последние проявляются в позитивных формах.

Вместе с тем политическая совместимость регионов и ЕС имеет свои пределы. Диалектика интеграции в числе прочего проявляется и в том, что объективно складывающаяся в ее ходе либерализация условий жизнедеятельности регионов Европы вновь усиливает в определенных кругах соблазн поговорить об
"отмирании" национальных государств или, по минимальному варианту, требовать участия регионов в выработке решений на европейском уровне совместно с этими государствами.

Официально руководство ЕС стоит в этом споре на позиции "каждому свое".
Но на деле оно, естественно, поддерживает государства, из которых и состоит
Евросоюз. За сорок лет с момента его создания статус регионов в интеграции так и не был прописан в Договоре о Евросоюзе, их иски не принимает к рассмотрению Верховный суд ЕС, на расстоянии от процесса принятия решений в
Брюсселе удерживается и Комитет регионов ЕС, имеющий при КЕС консультативный статус лишь по узкому кругу проблем регионального развития.

Вместе с тем ЕС нужно отдать должное за то, что экономически оно предпринимает самые серьезные усилия по устранению первоосновы регионализма и сепаратизма - различий в уровне благосостояния и развития регионов. В определенной мере это делается опосредованно, через создание общих благоприятных условий для экономического роста на едином внутреннем рынке
ЕС.

Однако главной в этой сфере выступает целевая политика ЕС по содействию региональному развитию, сконцентрированная в основном на отставших и иных проблемных регионах и частично преодолевающая те узкие места и недостатки, которыми страдают, как это было показано выше, аналогичные национальные политики отдельных государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.