В 1978 г. Канада, Франция, Федеративная республика Германия, Великобритания и Соединенных Штаты представили на рассмотрение Совету Безопасности предложение урегулирования. Были предусмотрены выборы в Учредительное собрание, под покровительством Организации Объединенных Наций. Совет, резолюцией 435 (1978), подтвердил рекомендации Генерального секретаря для выполнения предложения, попросил его назначать Специального Представителя для Намибии, и установил Группу Помощи Перемещению Организации Объединенных Наций (UNTAG). ЮАР, однако, проигнорировала и эти решения Генеральной Ассамблеи.
Южная Африка в 1980 г. приняла предложение, но не договорилась о перемирии со SWAPO. ЮАР заявила, что провозглашение независимости Намибии связано с ликвидацией Кубинских отрядов из Анголы. Годы переговоров Генерального секретаря с его Специальным Представителем удалили все препятствия, за исключением одного – связанного с ликвидацией отряда.
Переговоры, ведомые Соединенными Штатами, привели к соглашениям, подписанным в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в 1988 г. Был достигнут мир в Южной Африке. ЮАР согласилась сотрудничать с Генеральным секретарем, чтобы гарантировать независимость Намибии через выборы. Ангола и Куба подписали соглашение по вопросу отмены Кубинских отрядов из Анголы.
Действия, которые вели к независимости Намибии, были начаты в апреле 1989 г. Международный гражданский штат UNTAG наблюдал весь избирательный процесс, проводимый Намибийскими властями. 4,300 военных UNTAG контролировали перемирие между SWAPO и Южной Африкой. 1,500 полицейских гарантировали бесконфликтный избирательный процесс и контролировали местную полицию.
Более чем 700,000 голосов были зарегистрированы по всей стране. Выборы, контролируемые UNTAG, были закончены в ноябре. 97 % зарегистрированных голосов выбрали 72 члена в Учредительное собрание. SWAPO получил 41 голос, Демократический Союз Турнхалле - 21 и пять маленьких сторон - по 10. Специальный Представитель Генерального секретаря, Мартти Ахтисаари, объявил выборы «свободными».
Южная Африка вернула все свои отряды. Независимое Собрание провозгласило новую Конституцию, которая была одобрена 9 февраля 1990 г. 16 февраля Собрание выбрало лидера SWAPO Нухома Президентом на пятилетний срок. 21 марта Намибия стала независимой. В апреле 1990 г. Намибия стала 160-ый Членом Организации Объединенных Наций.
4. Восточный Тимор.
Другой вопрос, который широко обсуждался – это вопрос Восточного Тимора. Остров Тимор находится на севере Австралии, в южно-центральной части цепи островов, формирующих Республику Индонезия. Западная часть острова была Голландской колонией, а позже, после получения независимости, стала частью Индонезии. Восточный Тимор был Португальской колонией.
Генеральная Ассамблея в 1960 г. размещала Восточный Тимор в списке несамоуправляющихся территорий. В 1974 г. признавая право на самоопределение и независимость своих колоний, Португалия хотела установить временное правительство и общественное собрание, которые бы определили состояние Восточного Тимора.
Но вспыхнула гражданская война в 1975 г. между защитниками независимости и защитниками интеграции с Индонезией. Португалия отошла, заявляя, что не в состоянии управлять ситуацией. Одна часть населения Восточного Тимора объявила независимость как отдельная страна. Во главе было одно из трех освободительных движений Тимора ФРЕТИЛИН. В то же время проиндонезийские освободительные движения объявили свою независимость и интеграцию с Индонезией. Все это привело к кровопролитной гражданской войне, в которую не вмешивались португальские военные.
Однако уже в декабре 1975 г. соседняя Индонезия, установившая ранее свой контроль над Западным Тимором (бывшей голландской колонией), вторглась в Восточный Тимор. Были сформированы Индонезийские отряды, располагающиеся в Восточном Тиморе, и «Временное Правительство». Португалия разорвала отношения с Индонезией и доложила о сложившейся ситуации Совету Безопасности.
Совет и Генеральная Ассамблея посетили Индонезию, чтобы отозвать ее силы из Восточного Тимора. Они хотели сохранить территориальную целостность территории, также как и права людей на самоопределение в соответствии с Декларацией Деколонизации 1960 г.
В 1976 г. «Временное Правительство» провело выборы в Нацсобрание, которое запросило интеграции с Индонезией. Индонезия издала закон для интеграции территорий. В результате возникновения пронезависимости началось вооруженное противодействие и организовалась международная оппозиция.
Португалия не дала проявить право населения Восточного Тимора на самоопределение. Индонезия заявила, что процесс деколонизации в Восточном Тиморе закончен, и что был выбран вариант интеграции с Индонезией.
Практически до 1979 г. индонезийские войска вели крупные военные операции против местного населения и отрядов сопротивления, которые укрылись в труднодоступной горной местности острова, но так и не смогли полностью уничтожить их. По заявлению лидеров сопротивления, от рук индонезийских военных погибло около 250 тысяч тиморцев. Конечно, этим цифрам верить нельзя.
Начиная с 1982 г. по просьбе Генеральной Ассамблеи, Генеральный секретарь вел переговоры с Индонезией и Португалией, чтобы урегулировать все вопросы. Чтобы показать свое хорошее предрасположение в этом вопросе, Генеральный секретарь назначил в 1997 г. Персонального Представителя в Восточном Тиморе. Также он консультироваться с населением, с людьми различных политических убеждений. Оба правительства, и Индонезии и Португалии, выразили свое желание найти мирное урегулирование проблемы.
В референдуме, организованном миссией Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе 1999 г., приняло участие чуть менее 440 тысяч человек, или 98 % населения. Избирателям было предложено проголосовать за один из двух возможных вариантов политического развития Восточного Тимора: в качестве "автономии с особыми правами" в составе Республики Индонезия или же в качестве самостоятельного, независимого государства.
Вариант "широкой" автономии потребует внесения поправки в конституцию Индонезии. В этом случае Восточный Тимор из провинции, равноправной другим 26 провинциям Индонезии, перейдет в статус автономной области с правовой самостоятельностью по всем вопросам, кроме финансовых, внешней и оборонной политики. И тогда Джакарта (столица Индонезии) оставит свои войска и сохранит право военного контроля в Восточном Тиморе.
По прогнозам наблюдателей, что, однако, маловероятно, население выберет режим "широкой автономии". По предварительным данным, "за" свободный Тимор свои голоса отдало от 60 до 80 % избирателей.
Накануне референдума в вооруженных столкновениях сторонников и противников независимости Восточного Тимора погибло 15 человек, несколько десятков получили ранения, причем жертвы есть не только среди местного населения, но также среди иностранных журналистов и наблюдателей.
ООН рассматривала возможность введения в Восточный Тимор иностранных миротворческих сил, что может вызвать протест со стороны ряда правительств. Некоторые страны, в частности Китай, дали понять, что не хотят рисковать жизнями своих военных на чужой территории. Совет Безопасности ООН лишь увеличил присутствие своих военных представителей в Восточном Тиморе с 50 до 300 человек. Ввод же иностранных миротворцев ООН в любом случае смог бы санкционировать не раньше октября 1999 г.
Если исходить из результатов референдума, то вскоре на карте мира появится новое государство - Тимор Лоросае. В августе на референдуме большинстве населения высказалось за независимость этой бывшей португальской колонии, а ныне одной из провинций Индонезии. Здесь царил хаос из-за кампании запугивания и насилия, развязанной местным вооруженным ополчением против сторонников независимости.
3 сентября, на два дня раньше предусмотренного срока, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан торжественно объявил в Нью-Йорке результаты прошедшего 30 августа в Восточном Тиморе референдума. Более трех четвертей принявших в нем участие жителей - 344 580 (78,5%) - высказались за независимость этой территории. Чуть более 94 000 (21%) проголосовали за то, чтобы оставаться в составе Республики Индонезии в качестве особой автономной области. Одновременно результаты референдума были оглашены на пресс-конференции в столице провинции Дили.
За час до этого Кофи Аннан беседовал по телефону с индонезийским президентом Бурханур-лином Хабиби и португальским президентом Жоржи Сампайю. Генеральный секретарь ООН официально проинформировал их о результатах референдума. Хабиби заверил генерального секретаря ООН в том, что Индонезия признает и принимает результаты референдума.
Первым президентом государства Тимор Лоросае, как полагают, будет руководитель Национального совета Тиморского сопротивления (НСТС), управляющий местными вооруженными отрядами ФАЛИНТИЛ (FALINTIL), 53-летний Шанана Гусмао 22.
Глава IV. Подопечные территории и деятельность Совета по опеке.
1. Международная система опеки (глава XII Устава).
Под Главой XII Устава, ООН создал Международную Систему Опеки для наблюдения за Подопечными территориями - государства, с которыми было достигнуто индивидуальное соглашение.
Система состоит из:
- территории, задержанные согласно Мандатам, установленным Лигой Наций после Первой Мировой войны;
- территорий, отобранных у Германского альянса в результате Второй
Мировой войны;
- территорий, добровольно вошедших в Систему, ответственную за их администрацию.
Основная цель Системы состояла в том, чтобы развивать их политические, экономические и социальные отношения, а так же помогать в продвижении к самоуправлению и самоопределению.
Раньше под Системой Опеки ООН размещались 11 территорий. Сегодня все 11 территорий или стали независимыми государствами или самостоятельно сотрудничают с другими государствами.
Теперь необходимо рассмотреть все установочные пункты главы XII Устава более подробно.
Как и глава XI, главы XII («Международная система опеки» — ст.ст. 75—80 Устава) и XIII («Совет по опеке» — ст.ст. 86—91 Устава) были приняты на Конференции в обстановке острой борьбы двух указанных выше направлений политики в области колониального вопроса.
По ст. 75 «Организация Объединенных Наций создает под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями...» (так называемые «территории под опекой»).
Международная система опеки, как видно из ст. 75, может начать функционировать лишь после того, как будут заключены индивидуальные соглашения в отношении каждой отдельной территории под опекой (см. ниже).
Ст. 76 излагает основные задачи системы опеки, ставя их в соответствие с целями Организации Объединенных Наций, как они сформулированы в ст. 1 Устава.
Нельзя не заметить, что, формулируя указанные задачи, ст. 76 в значительной степени повторяет ст. 73. Впрочем, п. «b» ст. 76 12 формулирует задачу как способствование «политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов, и как это может быть предусмотрено условиями каждого соглашения об опеке».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9