при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические и иные программы;
при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы городов;
при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;
при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;
при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;
при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения, проживающего на территориях с особым экологическим статусом;
при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров РБ.
Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от правового статуса территории, на которой планируется проведение мониторинга.
Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за счет природопользователей.
Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22 рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области экологического мониторинга являются:
несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического мониторинга;
сокрытие, несвоевременное представление информации, представление заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;
невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих полномочий;
несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в системе экологического мониторинга.
Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований экологического мониторинга.
По объектам, включенным в Государственный реестр объектов экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или ведется с нарушением установленных требований, государственными органами, уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении производства или видов деятельности по природопользованию.
Основаниями для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию являются:
невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
представление заведомо ложных или искаженных данных экологического мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;
непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов, опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта, возрастания заболеваемости и роста смертности населения).
Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.
4. Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга
в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы
Республиканская программа «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках выполнения программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как основа функционирования единой государственной системы экологического мониторинга республики.
Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 1.
Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки.
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).
При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций - участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию. На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.
Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:
предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и частных проектов;
проведением межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов, связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;
согласованием содержания и форм представления данных в различных подсистемах ЕГИСЭМ РБ;
организованным и регламентированным обменом данными в информационной сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами аналогичного назначения.
При создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.
Единая государственная информационная система экологического мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан (ЕГСЭМ Республики Башкортостан.
ЕГИСЭМ РБ - государственная информационная система для обеспечения органов государственной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду.
Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-распределенные локальные информационные системы получения, сбора, систематизации, хранения и анализа информации.
Целями Программы являются:
обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
получение целостной картины состояния окружающей среды и ее воздействия на состояние здоровья населения республики;
разработка комплексного подхода к изучению различных причин и источников деформации окружающей среды;
внедрение механизма учета данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития республики.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:
формирование и совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;
создание единой информационной инфраструктуры и единого информационного пространства по оценке экологических систем на территории республики;
создание государственного реестра объектов экологического мониторинга;
обеспечение доступа к экологической информации органов государственной власти, общественных организаций, населения республики.
Выполнение программы сделает возможным осуществление анализа данных мониторинга окружающей среды и на этой основе позволит своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды..
Программа рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На проводимом в настоящий момент (2001-2002 гг.) первом этапе предусматривается, в основном, осуществить разработку и совершенствование нормативных правовых актов для создания научных, методических, организационных и экономических основ организации информационного взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ, повышения достоверности и сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.
Информационные ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду объектов и территориально обособленных участков окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий), здоровья групп населения, испытывающих негативное воздействие факторов окружающей среды. ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 7.
В рамках ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов экологического мониторинга:
министерств, государственных комитетов и ведомств, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;
местных органов государственной власти в районах и городах;
природопользователей. Экологические программы Республики Башкортостан; - Уфа, 2001, с.63.
5. Заключение
В Республике Башкортостан, одной из первых среди субъектов Российской Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об экологическом мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке. Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики Башкортостан.
Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в экономике и общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На федеральном уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в области охраны окружающей природной среды.
Сейчас на первое место выдвигается необходимость создания эффективной системы охраны природы, способной должным образом обеспечивать вхождение России в этап устойчивого развития. Это предполагает создание современной законодательной базы природоохранной деятельности. 12 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» - базовый нормативный правовой акт экологического законодательства Российской Федерации.
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» является новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к современному, то есть соответствующему законодательству передовых государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется принятие ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.
Нормативная правовая база:
(Законодательство Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга)
Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;
Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом мониторинге" (с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001 г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкортостан " на 2001-2005 годы";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001 г. N 134 "О республиканской программе "Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан" на 2001-2005 годы";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля 2000 г. N 26 "О порядке ведения государственного мониторинга водных объектов Республики Башкортостан";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября 1999 г. N 355 "О республиканской программе развития службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Республики Башкортостан на 2000-2003 годы";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 г. N 148 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды";
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря 1995 г. N 441 "Об утверждении Программы создания Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";
Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "Об экологическом мониторинге";
Государственная программа мониторинга земель Республики Башкортостан на 1993-1995 годы. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271;
Положение о мониторинге земель в Республике Башкортостан. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271.
Использованная литература:
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 1999 году, - Уфа, 2000;
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 2000 году, - Уфа, 2001;
Экологические программы Республики Башкортостан, - Уфа, 2001;
Бринчук М.М., Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.- М.: Юристъ, 2000.- 688 с.
Страницы: 1, 2, 3