Вследствие этого на республиканском уровне до настоящего времени не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки. Отсутствует ориентация получаемой информации на лиц, принимающих решения, особенно на региональном уровне.
Следствием этого является лишь частичное использование данных мониторинга при выработке управленческих решений, требующих полной оценки экологической обстановки в республике и достоверного прогноза ее изменения, что невозможно без комплексного рассмотрения данных об окружающей среде и источника ее деформации.
Внедрение новых информационных технологий и средств наблюдения, таких как аппаратура дистанционного зондирования и трассовых изменений, автоматизированные системы сбора обработки данных, компьютерные системы обработки, создает предпосылки для интеграции систем мониторинга на качественно новом уровне.
Реализация статьи 4 Закона РБ «Об экологическом мониторинге» позволяет объединить ведение экологического мониторинга по следующим основным направлениям:
мониторинг источников антропогенного воздействия - осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды в соответствии с положением о Госкомэкологии РБ; Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды".
мониторинг окружающей среды - ведется Башкирским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»;
мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения - осуществляет Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально- гигиеническом мониторинге».
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию республиканской единой государственной информационной системы экологического мониторинга.
Реализация программно-целевого подхода для решения проблемы управления состоянием окружающей среды, экологической обстановкой и здоровья населения требует дальнейшего комплексного подхода, координации усилий различных министерств и ведомств для создания единой государственной информационной системы экологического мониторинга.
В связи с вышеизложенным, в развитие программы «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга» на период 1995-2000 гг., 19 июня 2001 г. было принято постановление Кабинета Министров РБ № 134 «О республиканской программе "Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» (обзор этой программы приведён в п.4 данной работы).
3. Закон Республики Башкортостан
«Об экологическом мониторинге»
Республика Башкортостан - одна из первых среди субъектов Российской Федерации - привела правовые отношения в области осуществления экологического мониторинга в рамки единых требований, приняв 24 мая 2000 года Закон Республики Башкортостан № 73-з «Об экологическом мониторинге».
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» состоит из 26 статей и IX глав.
Пункт 1 статьи 1 определяет экологический мониторинг как комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения. В соответствии с Законом, экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях.
Одной из основных задач реализации этого закона является определение механизмов координации деятельности в области экологического мониторинга для обеспечения принятия обоснованных решений органов государственного управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обоснованность и оперативность этих решений определяется наличием объективной и своевременной информации о текущей и прогнозируемой экологической обстановке. Механизмом, обеспечивающим выявление реальных взаимосвязей источников деформации окружающей среды, условий проживания и состояния здоровья населения, является система сбора данных экологического мониторинга.
Статья 2 «Основные понятия» позволяет более эффективно применять закрепленные в Законе нормы на практике. В частности, очень важным является закрепление таких понятий, как «антропогенное воздействие», «чрезвычайная экологическая ситуация», «экологически опасная ситуация».
Согласно ст.4 Закона, к объектам экологического мониторинга относятся:
1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;
2) объекты и территориально обособленные участки окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий);
3) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды.
Субъектами экологического мониторинга являются:
1) органы исполнительной власти, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга;
2) местные органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления;
3) природопользователи.
Статья 6 (глава III), констатирующая основные права граждан и общественных объединений в области экологического мониторинга, построена в соответствии с нормами Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующими права и свободы человека и гражданина.
Глава IV определяет полномочия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и местных органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления в области экологического мониторинга.
Согласно ст.7. «Полномочия Кабинета Министров Республики Башкортостан в области экологического мониторинга», Кабинет Министров РБ:
устанавливает порядок организации и ведения экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан;
осуществляет координацию деятельности государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;
организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по экологическому мониторингу;
определяет порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
определяет порядок объединения информационных ресурсов субъектов экологического мониторинга в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Башкортостан и их использования;
получает от государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;
осуществляет иные полномочия в области экологического мониторинга в соответствии с законодательством.
Надо отметить, что в соответствии с п.2 ст.63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения ст.6 Закона Республики Башкортостан противоречат федеральному законодательству и требуют приведение в соответствие с последним.
Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан указаны в п.2 на стр.7 данной работы;, в сфере своей деятельности и компетенции:
организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;
определяют объекты экологического мониторинга по согласованию Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
организуют проведение исследований по экологическому мониторингу по взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического мониторинга;
доводят до сведения природопользователей порядок обязательного представления документированных данных экологического мониторинга;
организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных экологического мониторинга;
организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;
осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;
устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему ведение экологического мониторинга;
организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области экологического мониторинга;
информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных экологического мониторинга.
Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10 устанавливает обязанности природопользователей в области экологического мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов, подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:
осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет собственных средств;
вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;
бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, и местным органам государственной власти Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные документированные данные локального экологического мониторинга.
Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.
Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12. обязательности использования информационных ресурсов экологического мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально - экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:
Страницы: 1, 2, 3