4.1. Повестка дня
Представители государств-участников провели углубленный обмен мнениями как о выполнении положений Заключительного акта, Мадридского итогового документа и задач, определенных Совещанием, так и, в контексте вопросов, обсуждавшихся на нем, об углублении их взаимоотношений, упрочении безопасности и развитии сотрудничества в Европе и процесса разрядки в будущем.
В ходе этого обмена мнениями государства-участники углубленно и детально рассмотрели выполнение Заключительного акта и Мадридского итогового документа. Различные и порой противоречащие друг другу взгляды были высказаны относительно степени реализации этих обязательств. Наряду с тем, что участниками отмечалось обнадеживающее развитие во многих областях, были подвергнуты критике сохраняющиеся серьезные недостатки в выполнении этих документов. Загорский А.В. Хельсинкский процесс. М., «Права человека», 2005
Была проведена открытая и откровенная дискуссия по вопросу о применении и уважении принципов Заключительного акта. Была выражена обеспокоенность серьезными нарушениями ряда этих принципов. В фокусе интенсивного и противоречивого по характеру обсуждения были, в частности, вопросы, относящиеся к уважению прав человека и основных свобод.
Государства-участники согласились, что полное уважение принципов во всех их аспектах существенно важно для улучшения их взаимных отношений.
Было проведено обсуждение выполнения положений Заключительного акта, касающихся мер укрепления доверия, сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды, вопросов, относящихся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, а также сотрудничества в гуманитарных и других областях. Было также обсуждено выполнение положений Мадридского итогового документа и других документов СБСЕ. Было сочтено, что многочисленные возможности, предоставляемые Заключительным актом, не были в достаточной мере реализованы. Государства-участники также выразили озабоченность в связи с распространением терроризма и безоговорочно осудили его. Обсуждение отразило более широкий контекст процесса СБСЕ и подтвердило важность учета его всемирного измерения при выполнении положений Заключительного акта. Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. - Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш - М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
4.2. Решения государств - участников
Представители государств - участников рассмотрели все представленные на встрече предложения и пришли к согласию относительно следующего:
- развивать нынешние позитивные изменения в их отношениях, с тем чтобы сделать разрядку жизнеспособным, всесторонним и подлинным процессом, всеобщим по охвату;
- принять на себя ответственность за выполнение полностью обязательств, содержащихся в Заключительном акте и других документах СБСЕ;
- наращивать свои усилия в поисках решения проблем, отягощающих их от ношения, и в целях укрепления гарантий международного мира и безопасности;
- содействовать сотрудничеству и диалогу между ними, обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод и облегчать контакты и общение между людьми;
- прилагать новые усилия в целях достижения дальнейшего прогресса в укреплении доверия и безопасности и содействия разоружению. Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
4.3. Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды.
1. Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание
при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно признанных стандартов безопасности на ядерных установках;
2. Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии
устойчивого развития, направленные на экономический рост, достаточно
прочный с социальной точки зрения и сохраняющий их основные ресурсы и
окружающую среду для будущих поколений;
3. Настоятельно призывает западные страны, осознавая
международные последствия деградации окружающей среды, особенно в
результате работы ядерных установок, сотрудничать и помогать странам
Восточной Европы в решении их экологических проблем, которым
Европейский Союз решил уделить особое внимание, в первую очередь в
ликвидации последствий планетарной чернобыльской радиационной
катастрофы, однако предусматривая при этом, чтобы вопросы окружающей
среды и права местных жителей должным образом учитывались странами,
получающими западную помощь;
4. Осознавая губительные последствия чернобыльской трагедии,
дальнейшего функционирования Чернобыльской АЭС для Европы и генофонда человечества, рекомендует западным странам Парламентской Ассамблеи СБСЕ создать новы конструктивные механизмы экономического, научно - технического сотрудничества, а также финансовой помощи и компенсации Украине затрат по закрытию Чернобыльской АЭС, решению связанных с этим неотложных экологических и медицинских проблем;
5. Призывает международные финансовые учреждения лучше
координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной
и финансовой помощи реформируемым странам Центральной и Восточной
Европы и бывшего Советского Союза с целью ускорения их экономического,
научного и социального развития в соответствии с основными
требованиями охраны окружающей среды;
6. Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом конкретном случае необходим консенсус, т. е. международное соглашение.
7. Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах. (Этот принцип касается деятельности многих стран, например, Японии, которая продает отходы для захоронения в бедные страны.)
8. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Международные действия должны быть направлены на улучшение экологической ситуации в первую очередь в разви-вающихся странах.
9. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экологического и социального состояния. То, что считается стандартом для одной страны, может быть изменено в другой стране. Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 1986
4.4. Результаты встречи
Венская встреча была более плодотворной, чем предыдущие, и характеризовалась резким снижением уровня конфрон-тации между Востоком и Западом по проблемам «третьей корзины». Наметившееся достижение взаимопонимания по целому ряду дискус-сионных проблем, служивших ранее поводом для ожесточенных деба-тов, сопровождалось достаточно четко прослеживаемой боязнью ска-титься назад, к идеологическим баталиям Мадрида и Белграда. Имен-но этим, по-видимому, объясняется тенденция избегать четких и кон-кретных заявлений в официальных документах, ставшая к моменту окончания Венской встречи характерной чертой СБСЕ.
В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. Например, план проведения «Международного десятилетия водо-снабжения» (1981 --1990), в результате которого питьевую воду высокого качества должен был получить 1 млрд. людей, не был выполнен из-за противоречий между богатыми странами и бедными странами, которым нужна помощь. Не «работают» и некоторые другие международные соглашения.
Главной при-чиной, обусловившей ярко выраженное стремление СБСЕ обходить «острые углы», разумеется, являлся принцип консенсуса, в соответст-вии с которым любое государство-участник, будучи несогласным с тем или иным положением итогового документа встречи могло отказаться от его подписания и тем самым автоматически поставить все мероприя-тие под угрозу срыва. Новые надежды, связанные с потеплением меж-дународной обстановки, были слишком привлекательны, чтобы рис-ковать судьбой Хельсинкского процесса.. Поэтому СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового Венского документа, предпочитая сохранять видимость еди-нодушия. Россия за Ивановым // Коммерсант. - 1999. - 20 нояб.
5. Заключение
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики. СБСЕ содействует улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы по-кушения на их безопасность.
2. СБСЕ сло-жилась система «трех корзин», т. е. трех больших блоков проблем, под-лежавших обсуждению на совещании в соответствии с консенсусными договоренностями, которые охватывали все сферы межгосударст-венных отношений. К первой корзине относились вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями, ко вто-рой -- развитие сотрудничества в области экономики, науки и техни-ки, окружающей среды, к третьей -- сотрудничество в гуманитарной и других областях, а также права человека. Эффективность программ охраны природы и использо-вания ее ресурсов возрастает пропорционально росту тер-ритории, на которой они проводятся. Наибольший эффект достигается при объединении усилий нескольких стран, ставящих перед собой общие цели и добивающихся их ре-ализации.
Советский Союз был одним из инициаторов Проведения совещания в Вене по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось подписанием За-ключительного акта. Участники совещания согласились изучить проблемы окружающей среды и принимать всевоз-можные меры для успешного решения.
3. Представители государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) провели встречу в Вене с 4 ноября 1986 года по 19 января 1989 года в соответствии с положениями Заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ.
Представители государств-участников вновь подтвердили свою приверженность процессу СБСЕ и подчеркнули его существенную роль в повышении доверия, открытии новых путей для сотрудничества, содействии уважению прав человека и основных свобод и тем самым укреплению международной безопасности.
4. - Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание
при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно -признанных стандартов безопасности на ядерных установках.
- Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии устойчивого развития сохраняющий их основные ресурсы и окружающую среду для будущих поколений.
- Призывает международные финансовые учреждения лучше координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной и финансовой помощи реформируемым странам .
- Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке.
- Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах.
- Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития.
5. В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового Венского документа, предпочитая сохранять видимость еди-нодушия. Цена этого выбора оказалась достаточно высокой -- СБСЕ как система кооперативной безопасности оказалась неспособной к рас-познаванию и локализации очага конфликта в зоне своего влияния.
6. Использованная литература
1. Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
2. Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. - Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш - М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
3. Загорский А.В. Хельсинкский процесс. М., «Права человека», 2005
4. Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки // От Хельсинки до Бу-дапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. -- Т. I. -- С. 33.
5. Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 1986
6. Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии. - в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
7. Новиков Ю.В. Природа и человек - М:. Просвещение, 1991- 223 с.
8. Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. - 2001, № 9
9. Ropers N., Schlotter P. Regimeanalyse und KSZE-Process// Regime in den internationalen Beziehungen / Ed. by Kohler-Koch B. -- Baden-Baden, 1989. -- P. 323
10. Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
11. http://www.rusoir.ru/articles/zakon - Российское Объединение исследователей религии.
12. http://denrica.narod.ru/index1 - Учебные материалы.
Страницы: 1, 2