Рефераты. Провалы рынка природопользования и необходимость его государственного регулирования

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится национальный набор товаров. Невидимая рука здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” также подчёркивается повышении роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформулировать экономические стимулы.

1.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип “платить жертва” превратить “платит загрязнитель”. Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932г.) предложил ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).

Методами интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера. Макар С.В., Основы экономики природопользования. М.:ИМПиЭ

В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (MC) в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу) (MC). Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду.

Из рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит большой объём продукции и тем самым необоснованно увеличивает объём загрязнения. Учёт социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учёт внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.

Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе отношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением “экологического товара”.

рис.1

Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.

Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод совпадает для него с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнения до точки A - оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности.

Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объёма загрязнения. Бобылёв С.Н., Экономика сохранения биоразнообразия. М.:Наука, 1999

Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учётом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же по кривой предложения экологической ёмкости природной среды зависти от установления предельно-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.

На основе сочетания принципов нормативного и платного природопользования возможно функционирование “рынка прав на загрязнения” (рынок лицензий на загрязнение). Графическая интерпретация такого рынка на основе спроса и предложения представлена в нижеидущем рисунке.

рис.2

Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме рынок прав на загрязнение должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определённое количество прав на загрязнение (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы, а спрос на её продукцию растёт, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объёма производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.д.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести прав на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды ещё называют методом “коллективной ответственности”, так как Б имеет право продать не100%, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-либо ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.

2. МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Принципиальным вопросом при формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики является вопрос о механизмах реализации концепции регулирования рынка природопользования. В самых общих чертах мировой опыт говорит о трех возможных механизмах реализации экономических целей, в том числе и эколого-экономических.

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологиче-ской политики, выделяют три подхода: Бобылёв С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования. М.:Теис, 1997

1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро-лируй») -- нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода. В мире в области охраны окружающей среды наиболее широко распространено прямое регулирование, базирующееся на законо-дательстве. Определенный опыт в этой области накоплен и в Рос-сии (вставка 15.1).

Опыт многих стран мира, в том числе бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, показал неэффективность жест-кого централизованного планирования и управления экологосба-лансированного экономического развития

Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:

· инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;

· длительность основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;

· спецификой отношений собственности на ресурсы природы;

· спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.

В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

Первоначально (60-70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно.

Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают: Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Экономика природопользования и охраны окружающей среды. СПб.:Изд. СПбГУ, 2000

· природоохранное законодательство;

· совокупность экологических стандартов и нормативов;

· систему лицензирования хозяйственной деятельности;

· методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.

К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие” инструменты:

· экологический мониторинг;

· оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;

· экологический аудит;

· экологическая сертификация (маркировка);

· добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.

Экономическими рычагами могут быть: Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Экономика природопользования и охраны окружающей среды. СПб.:Изд. СПбГУ, 2000

· плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;

· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.