Рефераты. Программное обеспечение базы данный "Экологический мониторинг"

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

· координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

· регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

· хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

· деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

· доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой.

Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.

Нормативно-правовое обеспечение в области охраны окружающей среды.

Перечень нормативных правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, принятых до 1998 г., насчитывает 316 наименований. Ниже приведены основные нормативно-правовые акты по вопросам охраны окружающей среды и природопользования:

Конституция Российской Федерации; Законе РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и других законодательных актах;

Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994-1995 гг. и 1996-1997 гг. (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155) и региональных планах действий по охране окружающей среды;

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440);

Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, проект которой в основном одобрен Правительством 11 декабря 1997 г.;

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы

Цели и задачи СЭМ Минатома

Целью создания и деятельности СКЦ Минатома России является повышение эффективности управления отраслью и совершенствования Отраслевой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет использования современных методов и средств для информационно-аналитической поддержки руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ должна стать эффективным инструментом информационно-аналитической поддержки руководства и предприятий отрасли в решении указанных задач.

Основной целью создания в СКЦ Минатома России системы экологического мониторинга является: обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства Минатома России по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности населения как при нормальной эксплуатации предприятий, так и в чрезвычайных ситуациях. При этом должны учитываться оперативные и перспективные задачи отрасли, а также современные тенденции создания эффективных систем экологического менеджмента.

Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ Минатома включает:

- отраслевой экологический (по сути локальный) мониторинг;

- сбор, анализ и обобщение данных мониторинга, осуществляемого другими ведомствами в районах размещения объектов отрасли (локальный), систем территориального экологического мониторинга (субъекта федерации) и обобщенных данных федеральных ведомств, уполномоченных в области охраны окружающей среды.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. осуществление внутриведомственного мониторинга поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду (контроль сбросов, выбросов, других путей поступления), радиационного, химического, теплового загрязнения природной среды в районах расположения предприятий Минатома России;

2. централизованная передача данных ведомственной системы мониторинга в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга;

3. сбор, анализ и систематизация информации других ведомств, осуществляющих мониторинг (учет) поступления загрязняющих веществ и показателей состояния ОПС и здоровья человека в районах (зоны наблюдения) и регионах (субъекты РФ) расположения предприятий отрасли, в том числе в ретроспективе с учетом происшедших радиационных аварий и других чрезвычайных ситуаций;

4. учета и контроля ядерно-, радиационно- и химически опасных объектов, включая выведенные из состава ВМФ АПЛ, загрязненных в результате функционирования предприятий территорий и работ по их дезактивации и реабилитации;

5. создание объективной картины по уровням экологического воздействия предприятий отрасли на окружающую среду и здоровье населения, включая комплексную оценку рисков, связанных с их функционированием, в том числе в сравнении с другими техногенными рисками, обусловленными наличием в регионах предприятий-загрязнителей других отраслей промышленности и сельского хозяйства;

6. обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства отрасли и предприятий в случае ЧС (с экологическими последствиями) на объектах Минатома или в регионах их размещения.

С учетом изложенных задач система экологического мониторинга СКЦ Минатома может быть определена как информационно-аналитическая система сбора, обработки и представления результатов наблюдений, оценок и прогнозов изменений в окружающей среде и здоровье населения, вызванных функционированием предприятий отрасли, их сопоставлением с уровнем воздействия других техногенных факторов и восприятия этих воздействий общественностью.

Ряд из перечисленных задач может быть реализован в рамках основного режима функционирования СКЦ Минатома России - получение регулярных сообщений непосредственно с предприятий отрасли и/или уже действующих центров сбора информации (ВНИИХТ, ЦНИИАТОМИНФОРМ) на основе уже существующих и создаваемых форм отчетности. Для этих задач необходима разработка документов, регламентирующих поступление сообщений в СКЦ и создание сопряженных с другими подсистемами СКЦ программных средств передачи и приема сообщений, их хранения, обработки и представления на технических средствах СКЦ.

Для решения задачи 2 необходимо подготовка регламентов передачи данных в рамках ЕГСЭМ и необходимых программно-технических средств.

Значительный объем информации о состоянии окружающей среды и связанных с этим рисках, необходимый для решения задач 3 и 5 может быть получен из отчетности других ведомств - Госкомстата, Минздрава, Минприроды и т.д. В отношении этого блока информации, возможности изменения существующих регламентов и форм являются весьма ограниченными. В этом случае необходимо создать программные средства для конвертирования информации в форматы, доступные для программных средств СКЦ. Значительный объем информации может быть получен из анализа научно-технической литературы. В этом случае необходима его аналитическая обработка, разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.

Для решения задачи 6 необходима организация системы мониторинга научно-технической информации с использованием уже ведущихся работ. В этом случае также необходима регламентация сбора и аналитической обработки информации, ее передачи и приема в СКЦ и разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.

Для решения задачи 7 необходимо не только наличие данных по исходному состоянию потенциальных источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ и химических загрязнителей, но и средства оперативного анализа и прогнозирования обстановки и их представления на ПТК СКЦ.

Таким образом, для создания СЭМ СКЦ работы должны вестись по следующим направлениям:

Разработка регламентов передачи данных с предприятий и отраслевых информационных центров в СКЦ Минатома.

Разработка программных средств и баз данных для приема - передачи, хранения, обработки и представления данных с учетом особенностей функционирования уже существующих систем ПТК СКЦ.

Информационная интеграция аналитических работ, в том числе работ по комплексной оценке экологической обстановки и рисков для населения в районе расположения предприятий отрасли с учетом всех источников загрязнения окружающей среды.

Информационно-техническое обеспечение работ экспертных групп и центров технической поддержки в случае возникновения ЧС.

Состав и структура системы экологического мониторинга ситуационно кризисного центра СЭМ СКЦ

Программно-техническое обеспечение СЭМ СКЦ

Программно-техническое обеспечение СЭМ СКЦ должна включать следующие подсистемы:

1. Приема и отображения данных экологического мониторинга предприятий отрасли;

2. Сбора и представления данных отраслевой и ведомственных систем экологического мониторинга (природоохранной отчетности) - приложение 4;

3. Учета радиационно- и химически-опасных объектов отрасли (в том числе выводимых из состава флота АПЛ), радиоактивно-загрязненных территорий, работ по их утилизации и реабилитации в рамках реализации отраслевых и государственных экологических программ;

4. Представления данных по экологической обстановке в районах размещения предприятий отрасли, включая результаты комплексной сравнительной оценки рисков и других параметров экологического воздействия предприятий отрасли на окружающую среду и население

5. Поддержки принятия решений при возникновении в случае ЧС на объектах Минатома или в регионах их размещения.

6. Представления интегральных показателей экологического мониторинга руководству отрасли и пользователям корпоративной сети Минатома

7. Нормативно-правовой документации по проблемам экологии

Информационное обеспечение

1. Справочная информация. К ней относятся:

- картографическая информация (топоосновы различного масштаба, карты лесопользования и использования земель санитарно-защитной зоны и зон наблюдения, карты с демографическими данными по зоне наблюдения и региону, карты транспортных сообщений)

- метеорологическая и гидрологическая информация (роза ветров, климатические данные по зоне наблюдения и региону, гидрология основных водоемов и водотоков, расположение метеостанций и гидропостов, гидрологическая информация);

- информация об объекте (генплан объекта, штатные источники выбросов и сбросов, размещение постов контроля, регламент контроля, допустимые и контрольные уровни загрязняющих веществ в источниках сбросов и выбросов, и по валовым показателям сбросов и выбросов, допустимые и контрольные уровни содержания загрязнителя в контролируемых объектах внешней среды);

- обобщенные данные об экологической обстановке в зоне наблюдения и регионе (загрязнение атмосферы и гидросферы по основным показателям, наличие специфических загрязнителей и их уровни содержания в объектах внешней среды, краснокнижные виды флоры и фауны, ареалы их обитания, обобщенные экологические показатели (индексы, оценки, баллы), данные о медицинских показателях заболеваемости и здоровья персонала объекта и населения, данные о потреблении продуктов местного производства);

- планы мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии на объекте;

- модели расчета распространения загрязнителя в случае аварии на объекте (модель рассеивания загрязнителя в атмосфере, модель формирования “следа” загрязнения, модели распространения загрязнителя в водоемах и водотоках, др.)

- проектные данные об авариях на объекте, данные об их последствиях.

- нормативно-правовая документация по вопросам охраны окружающей среды (законодательство РФ, постановления КМ РФ, ведомственные нормы и правила, ГОСТ, СНиПы, отраслевые документы, приказы и распоряжения Минатома) - приложение 5.

-Справочная информация терминов и определения (глоссарий по экологическому мониторингу) накапливается, обновляется и хранится в базе данных СКЦ.

Следует отметить, что значительная часть информации, необходимой для функционирования СЭМ, собрана и планируется для сбора в СКЦ в ходе выполнения центром работ по другим направлениям.

2. Регламентная информация. Это информация, получаемая специализированными службами объектов (лаборатории внешней дозиметрии, отделы охраны окружающей среды) в ходе выполнения регламентных работ по контролю объекта, как источника загрязняющих веществ и контролю за содержанием загрязнителя в объектах внешней среды на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. К регламентной информации относится также информация от сторонних организаций, предприятий, ведомств, получаемая объектами Минатома и (или) СКЦ. Примерами такой информации являются: данные территориальных СЭС, информация Росгидромета, Минприроды, ГАН, Госкомстата и др. К регламентной информации следует отнести также информацию по НИР, выполняемых для предприятий по тематике охраны окружающей среды, а также аналитическая информация, подготавливаемая специализированными учреждениями Минатома (ЦНИИАТОМИНФОРМ, ВНИИХТ и др.). Данная информация поступает с объектов Минатома в специализированные учреждения Минатома (НИИ, главки, отделы). Одним из пользователей этой информации должен стать СКЦ. Регламентная информация используется СКЦ для решения собственных задач, а также для пополнения и совершенствования справочной информации СЭМ СКЦ.

3. Оперативная информация. К ней относится информация, получаемая СКЦ от предприятий Минатома в автоматическом режиме (пример - информация АСКРО), а также информация, получаемая в автоматическом режиме от учреждений других ведомств (пример - метеоинформация от Росгидромета). Оперативной информацией являются также данные, получаемые от объектов Минатома при возникновении от них ЧС.

4. Аналитическая информация. Это информация, получаемая СЭМ СКЦ (или привлеченными для этой цели специалистами) по результатам анализа и обобщения научно-технической информации по вопросам СЭМ и охране окружающей среды (информация МАГАТЭ, НКДАР, публикации и отчеты о НИР организаций отрасли и других ведомств).

К аналитической информации относится также и основной продукт деятельности СКЦ - информационно-аналитические материалы, направляемые на предприятия отрасли, руководству Минатома и в сторонние учреждения, в том числе в СМИ (оформленные в установленном порядке).

Основные направления создания СЭМ СКЦ

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг загрязнения всех видов: химического, теплового, радиационного. Предприятия Минатома, в той или иной мере, являются источниками всех трех видов загрязнения, причем нередко специфических (радиационное загрязнение, специфические химические загрязнители). Тепловое загрязнение окружающей среды характерно для АЭС, причем следует иметь в виду, что низко потенциальное тепло, рассеиваемое во внешней среде может рассматриваться и в качестве экономического ресурса, используемого в хозяйственных целях (рыбоводство на теплых водах , парниковые хозяйства).

На уровне отраслевого экологического мониторинга, для получения объективной картины воздействия предприятий Минатома на окружающую природную среду, необходимо вести мониторинг всех видов загрязнителя (с учетом специфики каждого предприятия) по источникам загрязнения и объектам внешней среды, а также обязателен мониторинг факторов внешней среды, определяющих миграцию загрязнителя в окружающей среде (атмосферный перенос, поведение загрязнителя в объектах гидросферы, почвенная миграция и др.). Таким образом, экологический мониторинг (локальный) включает в себя:

- мониторинг источников;

- мониторинг факторов миграции;

- мониторинг состояния объектов окружающей среды.

Основные организации и службы, осуществляющие сбор информации о радиационном, химическом и тепловом загрязнении окружающей среды на территориальном уровне ( осуществляющие локальный мониторинг):

1. Службы самого предприятия. К ним относятся: лаборатория (отдел) внешней дозиметрии, ведущая радиационный контроль за состоянием объектов окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения предприятия, службы цехов(отделов) предприятий (контроль за сбросами-выбросами радиоактивных веществ - лаборатории РБ отделов радиационной безопасности, за сбросом-выбросом химических загрязнителей - лаборатории химических цехов, тепла - турбинный цех, гидроцех; органических и химических веществ с КОС - лаборатории КОС).

2. Территориальные органы ведомств, уполномоченных в проведении работ в области охраны природы и здоровья человека. К ним относятся: ПСЛ (промышленно-санитарные лаборатории) объектовых СЭС Госсанэпиднадзора (контроль сбросов-выбросов, контроль продуктов питания в СЗЗ и ЗН, воды источников питьевого водоснабжения и др.), лаборатории и метеостанции Росгидромета (мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, почв), лаборатории бассейновых управлений Министерства природных ресурсов (мониторинг за состоянием поверхностных вод, в том числе и биообъекты гидросферы, мониторинг недр), а также территориальные органы Минэкологии, Минсельхозпрода, Госкомзема, Госкомрыболовства, Рослесхоза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.