Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступа-ют в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финан-сирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ре-сурсов. Однако поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси-рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.
Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ре-сурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного приро-допользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены пла-тежи за животный мир. Кроме того, Федеральным законом «О плате за пользование водными объ-ектами» (1998) расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду. В настоящее время пла-та взимается за:
§ в водные объекты. забор воды из водных объектов;
§ удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;
§ использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений. установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;
§ осуществление сброса сточных вод
При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бас-сейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Прави-тельством РФ. Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников 1тыс.м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0-176,0 руб. На этой основе законо-дательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются кон-кретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объ-ектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до платель-щиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и админи-стративных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и не-драми, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.
Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъ-екта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не ме-нее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объ-ектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.
1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды
В России взимается плата за следующие виды загрязнений Примечание: В результате в 1994-2004 гг., по данным Министерства природных ресурсов РФ уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5%. В 2005 г. экологические платежи составляют: в электроэнергетике - 0,05% от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04%. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12%. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.
:
§ выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
§ сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
§ размещение отходов.
Эмиссионные платежи выполняют следующие основные функции:
§ являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;
§ служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;
§ стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиции, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий нормативами и существованию жестких санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды (при соблюдении экологических нормативов предприятия вносят платежи по базовым ставкам, а сумма платежей включается в себестоимость; при нарушении экологических нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти), и эта часть платежей компенсируется за счет прибыли предприятия-загрязнителя среды).
Данный порядок взимания платежей может быть проиллюстрирован следующим образом :
3
Рис. Порядок применения эмиссионных платежей в России.
Здесь pi - базовая ставка эмиссионного платежа по i-му виду загрязняющего вещества, входя-щему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологиче-скими органами;
kpi - «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k - повы-шающий коэффициент (как правило, в пределах пяти единиц);
ni - установленный предприятию норматив допустимого выброса i-го вредного вещества;
fi - фактический выброс i-го вредного вещества.
Заштрихованный прямоугольник показывает сумму средств, которую предприятие оплачива-ет при соблюдении экологических нормативов и которая включается в издержки его производства. Прямоугольник (а) соответствует средствам, вносимым предприятием из прибыли при несоблюдении установленных нормативов выброса.
Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизован-но Федеральным Правительством. Далее эти нормативы уточняются с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных платежей для пред-приятий-загрязнителей определяются в регионах (субъектах Федерации) соответствующими органа-ми исполнительной власти и территориальными органами экологического контроля. В случае реали-зации предприятием согласованных с региональными органами экологического контроля природо-охранных инвестиций соответствующие затраты могут быть зачтены путем сокращения суммы вно-симых им эмиссионных платежей.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмисси-онных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологи-ческого контроля Примечание: Следует иметь в виду, что указанные платежи в доход бюджета вносят только предприятия, учреждения и организации, а также иностранные юридические и физические лица.. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.
Эмиссионные платежи служат реализации важнейшего принципа современной экологической по-литики: загрязнитель - платит. Они призваны обеспечить экономическую ответственность предприятий-природопользователей за загрязнение окружающей среды и стимулировать проведение ими уп-реждающих природоохранных мероприятий. Реализация этого требования возможна при установле-нии эмиссионных платежей на уровне, при котором предельные экологические затраты балансируются с предельным ущербом от загрязнения среды, предотвращаемым вследствие этих затрат.
Однако на практике в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Ос-новными причинами являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение соответствующих компаний и массовые увольне-ния; опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводите-лей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек»; просто тот факт, что охрана окружающей среды не стала в той или иной стране одним из обществен-ных приоритетов. В случае занижения эмиссионные платежи не способны выполнить в полном объе-ме свойственные им функции и посылать рыночным субъектам правильные экономические сигналы, предопределяя их ориентацию на проведение адекватных экологических мероприятий.
В странах с переходной экономикой значение этого фактора еще более усиливается вследствие нестабильности социально-экономической ситуации и высокого уровня инфляции, сопровождающих особенно на начальных этапах рыночные реформы. Российским законодательством в этих целях пре-дусмотрена индексация эмиссионных платежей. Однако на практике в течение всего периода 90-х годов эта индексация существенно отставала от темпов инфляции и общего повышения индекса цен, что явилось одной из причин хронического недофинансирования природоохранных мероприятий и дальнейшего ухудшения экологической ситуации в стране.
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги
1.3.1. Финансирование природоохранных мероприятий
Финансы как инструмент экологического управления представляют собой систему отношений по формированию и расходованию фондов денежных средств, обслуживающих процессы охраны и вос-производства природных ресурсов и поддержания на должном уровне экологической безопасности. В любой стране финансы имеют довольно сложную структуру, объединяя фонды денежных средств, образуемых на общенациональном, региональном, местном уровнях, а также на предприятиях-природопользователях.
Финансы неразрывно связаны с деятельностью государства по регулированию экономики, с обра-зованием и расходованием средств различных бюджетов. В России в соответствии с федеративным государственным устройством формируются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федера-ции, а также местные бюджеты. Доходная часть бюджетов всех трех уровней образуется пре-имущественно за счет налогов. Во многих странах налоговой системе принадлежит важная роль в деле как финансирования, так и стимулирования природоохранных мероприятий. Кроме того, обес-печению природоохранной деятельности необходимыми денежными средствами также может слу-жить система кредитования, в том числе предоставление кредитов на льготных условиях (так назы-ваемые «мягкие» займы), беспроцентные ссуды, гранты и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7