Рефераты. Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская

Модели, заложенные в основу ОНД-86, учитывают высоту источника загрязняющих веществ, причем, как известно, концентрация быстро падает с увеличением высоты источника. Это позволяет учесть приподнятое положение соответствующих участков КАД в зоне жилой застройки (до 4-х метров над существующими отметками) и над Приморским шоссе (до 10 метров), что, по сути, определяет трехмерное расположение источников. Разбиение на площадки произведено таким образом, чтобы в пределах площадок не было значительных перепадов высот. При расчетах учитывается среднее высотное положение площадок.

 

 

Рис. 5. К построению расчетной модели загрязнения воздуха в районе транспортной развязки в пос. Горская для программы УПРЗА «ЭКОЛОГ». Цифрами указаны номера площадных источников, аппроксимирующих в совокупности систему проектируемых и существующих дорог.

 

 

Рис.6. Схема распределения интенсивностей транспортных потоков в зоне транспортной развязки в пос. Горская на 20-летнюю перспективу.

Таблица 6

Мощность эмиссии (гмс) загрязняющих атмосферу веществ на участках модели

 

Расчет распределения концентраций загрязняющих веществ выполнен с учетом эффекта суммации, который присущ ряду рассматриваемых веществ, например (NO2+SO2). Как показывают расчеты, наибольшую опасность представляет именно эта комбинация веществ, давая наиболее широкую зону загрязнения. Изолинии распределения концентраций для этого случая представлены на рисунке 7.

 

Рис. 7. Изолинии загрязнения воздуха в пос. Горская по группе суммации (NO2+SO2) (в долях ПДК) при полной проектной загрузке транспортной развязки без учета природоохранных мероприятий. (Изолинии представлены красным цветом).

 

По другим компонентам загрязняющих веществ уровни загрязнения существенно меньше. Примером тому может служить распределение концентраций оксида углерода (СО), изображенное на рис. 8.

Рис. 8. Концентрация СО в долях ПДК в зоне транспортной развязки при полной проектной загрузке без учета природоохранных мероприятий.

 

Расчеты показывают, что как для СО, так и для других веществ, исключая диоксид азота, наибольшие уровни концентраций, отмечаемые у кромки дороги с наибольшей интенсивностью движения (КАД), не превосходят предельно допустимых (см. диаграмму на рис. 9).

 

Рис. 9. Максимальные концентрации загрязняющих веществ у кромки КАД.

Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость сосредоточиться на анализе загрязнения воздуха диоксидом азота, так как именно это вещество определяет наиболее широкую зону сверхнормативного загрязнения. Судя по данным, представленным на рис. 9, эта зона недопустимо велика, что предопределяет необходимость проведения природоохранных мероприятий. Вопрос о применении природоохранных мероприятий, направленных на уменьшение зоны влияния диоксида азота, подробно освещен в разделе 3. Следует отметить, что среди возможных мероприятий в настоящем проекте используются защитные экраны, устанавливаемые вдоль КАД в жилой зоне пос. Горская, и зеленые насаждения. Экраны играют двоякую роль - снижают концентрации загрязняющих веществ в воздухе и обеспечивают снижение уровней шума.

 

2.3. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков

 

С экологической и гигиенической точек зрения проблема транспортного шума в пос. Горская при эксплуатации транспортной развязки является одной из самых острых, поскольку дорога будет проходить в непосредственной близости к жилой застройке. Такие условия предопределяют необходимость тщательного исследования фактических и прогнозируемых акустических условий на прилегающих территориях. Учитывая значимость этой проблемы, на стадии инженерно-экологических изысканий были выполнены измерения фоновых уровней шума, которые проводились аккредитованной лабораторией ОНИЛ Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (отчет о НИР «Измерение шумового фона в поселке Горская в зоне строительства транспортной развязки», рег. №2617) [5].

 

Измерение фоновых уровней шума в пос. Горская.

 

Распространение шума от транспортных потоков в зоне жилой застрой-ки - сложный процесс, характеризующийся такими явлениями, как интерференция, дифракция, поглощение звука элементами внеш-ней среды и др. Все эти явления оказывают существенное влияние на формирование звукового поля.

Измерение шума от транспортных потоков в таких зонах часто затруднены из-за наличия так называемых внутриквартальных ис-точников шума. К ним относятся физкультурные и детские игровые площадки, разгрузочно-погрузочные площадки на хозяйственных дворах магазинов, столовых и других учреждений общественного питания, гара-жи, трансформаторные подстанции и др.

Основной задачей проводимых измерений являлась оценка фактического состояния шума в зоне жилой застройки пос. Горская и вблизи Приморского шоссе.

 

Методика проведения экспериментальных исследований.

 

Измерения уровней шума транспортных потоков в зоне жилой застройки пос. Горская и вблизи Приморского шоссе производились в соответствии с требованиями ГОСТ 20444 - 85 [6]. Измерительный микрофон шумомера во время измерений располагался на высоте 1,5 м. При изме-рениях уровней шума вблизи Приморского шоссе микрофон располагался на расстоянии 7,5 м, от оси ближней к точке измерения полосы. Для оценки уровня затухания шума транспортных потоков по мере удаления от Приморского шоссе производились также измерения соответственно на расстоянии 15 м, 30 м, 60 м от оси ближней к точке измерения полосы движения.

При измерениях шума в зоне жилой застройки пос. Горская микрофон шумомера располагался на высоте 1,5 м от земли, но не ближе 1 м от стены зданий, сплошных заборов и других сооружений или элемен-тов рельефа, отражающих звук.

Измерительный микрофон направлялся в сторону транспортного потока.

Калибровка аппаратуры производилась в каждой точке до и после про-ведения измерений шумовой характеристики транспортного потока.

 

Условия измерений

 

Для исключения влияния шума железнодорожного транспорта, измерения шумовой характеристики транспортных потоков производились с 10.30 до 14.00 ( период минимальной интенсивности движения железнодорожного транспорта на данном участке) и с 17.00 до 19.00 - в период макси-мальной интенсивности движения транспортных средств ( в том числе ж/д транспорта). Однако, движение поездов по железнодорожной ветке осуществляется крайне редко (2-4 поезда в час) и на уровнях эквивалентного шума практически не сказывается.

При скорости ветра от 1 до 5 м/с на измерительный микрофон шумомера надевался ветрозащитный насадок.

Аппаратура

Измерения шума производились интегрирующим шумомером 00026 1-го класса точности фирмы «Роботрон» (Германия) зав.№81095. Для калибровки измерительного тракта применялся калибратор звука 05000.

Скорость ветра во время измерений контролировалась при помощи чашечного анемометра МО - 13. Для измерения расстояний использовалась 20-ти метровая рулетка. Вся измерительн-ая аппаратура имеет действующие свидетельства о государственной поверке.

 

Результаты экспериментальных исследований

 

Результаты измерений шума транспортных потоков в зоне жилой за-стройки пос. Горская и вблизи Приморского шоссе приведены в табл. 7 и 8.

Таблица 7

Уровни шума от транспортных потоков в зоне жилой застройки пос. Горская

 

 

Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что не наблюдается ярко выраженная закономерность при распространении звука от транспортных потоков в зоне жилой застройки. Так, например, измеренные уровни звука на одном и том же расстоянии от оси дороги и при практически одинаковой интенсивности движения транспортных средств в точках 3 и 4 отличаются на 7 дБА. Это можно объяснить как влиянием звукопогло-щения травяного покрова в точке 4, так и более близким расположением точки 3 к источнику внутриквартального шума (в доме постоянно велись строительные работы о использованием ручного электроинстру-мента и циркулярной пилы). В то же время, измеренные уровни звука в точке 2, расположенной ближе точки 3 к источнику внутриквартального шума, оказались значительно ниже (на 9 дБА), поскольку точка 2 от-делена от особняка широкой лесопосадкой, да и сама автобусная оста-новка является дополнительно своеобразным пространственным акустическим экраном.

Приведенные в таблице 7 эквивалентные уровни звука, измеренные в контрольных точках, при данной интенсивности движения транспортных средств, не превышают нормативных значений, приведенных в СН [7] для дневного времени суток.

Таблица 8

Уровни шума от транспортных потоков вблизи Приморского шоссе.

Примечание: 1) интенсивность движения транспортных cредств составляла 1300 - 1500 ед./ч.

2) преобладающим видом транспорта были легковые автомобили ( 85 - 90 %).

Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что имеется определенная закономерность в затухании звука от транспортных потоков по мере удаления от шоссе при удвоении расстояния, эквивалентный уровень звука Lа экв уменьшается на 4 - 5 дБА, что хорошо согласуется с данными, приведенными в ряде источников [1],[8].

Можно утверждать также, что в точке 12, расположенной на расстоянии 60 м от оси ближней полосы движения, при данной интенсивности движения транспортных средств и данной характеристике транспортного потока, измеренные эквивалентные уровни звука не превышают допустимых значений, приведенных в СН, для дневного временя суток.

 

Карта фоновых эквивалентных уровней шума показана на рис.10.

Проведенные измерения позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенные исследования показали, что при распространении звука от транспортных потоков в условиях свободного звукового поля при каждом увеличении расстояния от точки наблюдения до оси первой поло-сы движения в 2 раза уровень шума Lа экв уменьшается на 4 - 5 дБА.

2. В ходе исследований установлено, что и зоне жилой застройки не наблюдается определенной закономерности при распространении шума от транспортных потоков, что обусловлено рядом факторов: наличием (отсутствием) отражающих или поглощающих звук предметов (соседние до-ма, заборы, полоса зеленых насаждений и т.п.); характером транспорт-ного потока и его интенсивностью (грузовые или легковые автомобили, автобусы, мотоциклы и т.п.). Так, например, шум излучаемый грузовым автомобилем, примерно на 10 дБА превышает шум легкового автомобиля [5], наличием (отсутствием) в зоне жилой застройки посторонних источников шума (внутриквартальный шум).

3. Можно констатировать, что уровень естественного фона в зоне жилой застройки пос. Горская лежит в пределах 38 - 40 дБА

4. В условиях близких к свободному звуковому полю (точки 9-12 вблизи Приморского шоссе) уровни шума от транспортных средств не пре-вышают нормативных значений в дневное время суток на расстоянии 60 м от оси ближней полосы дороги, при преобладании легкового автотран-спорта (85 - 90%) в транспортном потоке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.