Модели, заложенные в основу ОНД-86, учитывают высоту источника загрязняющих веществ, причем, как известно, концентрация быстро падает с увеличением высоты источника. Это позволяет учесть приподнятое положение соответствующих участков КАД в зоне жилой застройки (до 4-х метров над существующими отметками) и над Приморским шоссе (до 10 метров), что, по сути, определяет трехмерное расположение источников. Разбиение на площадки произведено таким образом, чтобы в пределах площадок не было значительных перепадов высот. При расчетах учитывается среднее высотное положение площадок.
Рис. 5. К построению расчетной модели загрязнения воздуха в районе транспортной развязки в пос. Горская для программы УПРЗА «ЭКОЛОГ». Цифрами указаны номера площадных источников, аппроксимирующих в совокупности систему проектируемых и существующих дорог.
Рис.6. Схема распределения интенсивностей транспортных потоков в зоне транспортной развязки в пос. Горская на 20-летнюю перспективу.
Таблица 6
Мощность эмиссии (гмс) загрязняющих атмосферу веществ на участках модели
Расчет распределения концентраций загрязняющих веществ выполнен с учетом эффекта суммации, который присущ ряду рассматриваемых веществ, например (NO2+SO2). Как показывают расчеты, наибольшую опасность представляет именно эта комбинация веществ, давая наиболее широкую зону загрязнения. Изолинии распределения концентраций для этого случая представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Изолинии загрязнения воздуха в пос. Горская по группе суммации (NO2+SO2) (в долях ПДК) при полной проектной загрузке транспортной развязки без учета природоохранных мероприятий. (Изолинии представлены красным цветом).
С экологической и гигиенической точек зрения проблема транспортного шума в пос. Горская при эксплуатации транспортной развязки является одной из самых острых, поскольку дорога будет проходить в непосредственной близости к жилой застройке. Такие условия предопределяют необходимость тщательного исследования фактических и прогнозируемых акустических условий на прилегающих территориях. Учитывая значимость этой проблемы, на стадии инженерно-экологических изысканий были выполнены измерения фоновых уровней шума, которые проводились аккредитованной лабораторией ОНИЛ Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (отчет о НИР «Измерение шумового фона в поселке Горская в зоне строительства транспортной развязки», рег. №2617) [5].
Измерение фоновых уровней шума в пос. Горская.
Распространение шума от транспортных потоков в зоне жилой застрой-ки - сложный процесс, характеризующийся такими явлениями, как интерференция, дифракция, поглощение звука элементами внеш-ней среды и др. Все эти явления оказывают существенное влияние на формирование звукового поля.
Измерение шума от транспортных потоков в таких зонах часто затруднены из-за наличия так называемых внутриквартальных ис-точников шума. К ним относятся физкультурные и детские игровые площадки, разгрузочно-погрузочные площадки на хозяйственных дворах магазинов, столовых и других учреждений общественного питания, гара-жи, трансформаторные подстанции и др.
Основной задачей проводимых измерений являлась оценка фактического состояния шума в зоне жилой застройки пос. Горская и вблизи Приморского шоссе.
Методика проведения экспериментальных исследований.
Измерения уровней шума транспортных потоков в зоне жилой застройки пос. Горская и вблизи Приморского шоссе производились в соответствии с требованиями ГОСТ 20444 - 85 [6]. Измерительный микрофон шумомера во время измерений располагался на высоте 1,5 м. При изме-рениях уровней шума вблизи Приморского шоссе микрофон располагался на расстоянии 7,5 м, от оси ближней к точке измерения полосы. Для оценки уровня затухания шума транспортных потоков по мере удаления от Приморского шоссе производились также измерения соответственно на расстоянии 15 м, 30 м, 60 м от оси ближней к точке измерения полосы движения.
При измерениях шума в зоне жилой застройки пос. Горская микрофон шумомера располагался на высоте 1,5 м от земли, но не ближе 1 м от стены зданий, сплошных заборов и других сооружений или элемен-тов рельефа, отражающих звук.
Измерительный микрофон направлялся в сторону транспортного потока.
Калибровка аппаратуры производилась в каждой точке до и после про-ведения измерений шумовой характеристики транспортного потока.
Условия измерений
Для исключения влияния шума железнодорожного транспорта, измерения шумовой характеристики транспортных потоков производились с 10.30 до 14.00 ( период минимальной интенсивности движения железнодорожного транспорта на данном участке) и с 17.00 до 19.00 - в период макси-мальной интенсивности движения транспортных средств ( в том числе ж/д транспорта). Однако, движение поездов по железнодорожной ветке осуществляется крайне редко (2-4 поезда в час) и на уровнях эквивалентного шума практически не сказывается.
При скорости ветра от 1 до 5 м/с на измерительный микрофон шумомера надевался ветрозащитный насадок.
Аппаратура
Измерения шума производились интегрирующим шумомером 00026 1-го класса точности фирмы «Роботрон» (Германия) зав.№81095. Для калибровки измерительного тракта применялся калибратор звука 05000.
Скорость ветра во время измерений контролировалась при помощи чашечного анемометра МО - 13. Для измерения расстояний использовалась 20-ти метровая рулетка. Вся измерительн-ая аппаратура имеет действующие свидетельства о государственной поверке.
Уровни шума от транспортных потоков в зоне жилой застройки пос. Горская
Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что не наблюдается ярко выраженная закономерность при распространении звука от транспортных потоков в зоне жилой застройки. Так, например, измеренные уровни звука на одном и том же расстоянии от оси дороги и при практически одинаковой интенсивности движения транспортных средств в точках 3 и 4 отличаются на 7 дБА. Это можно объяснить как влиянием звукопогло-щения травяного покрова в точке 4, так и более близким расположением точки 3 к источнику внутриквартального шума (в доме постоянно велись строительные работы о использованием ручного электроинстру-мента и циркулярной пилы). В то же время, измеренные уровни звука в точке 2, расположенной ближе точки 3 к источнику внутриквартального шума, оказались значительно ниже (на 9 дБА), поскольку точка 2 от-делена от особняка широкой лесопосадкой, да и сама автобусная оста-новка является дополнительно своеобразным пространственным акустическим экраном.
Приведенные в таблице 7 эквивалентные уровни звука, измеренные в контрольных точках, при данной интенсивности движения транспортных средств, не превышают нормативных значений, приведенных в СН [7] для дневного времени суток.
Таблица 8
Уровни шума от транспортных потоков вблизи Приморского шоссе.
Примечание: 1) интенсивность движения транспортных cредств составляла 1300 - 1500 ед./ч.
2) преобладающим видом транспорта были легковые автомобили ( 85 - 90 %).
Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что имеется определенная закономерность в затухании звука от транспортных потоков по мере удаления от шоссе при удвоении расстояния, эквивалентный уровень звука Lа экв уменьшается на 4 - 5 дБА, что хорошо согласуется с данными, приведенными в ряде источников [1],[8].
Можно утверждать также, что в точке 12, расположенной на расстоянии 60 м от оси ближней полосы движения, при данной интенсивности движения транспортных средств и данной характеристике транспортного потока, измеренные эквивалентные уровни звука не превышают допустимых значений, приведенных в СН, для дневного временя суток.
Карта фоновых эквивалентных уровней шума показана на рис.10.
Проведенные измерения позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенные исследования показали, что при распространении звука от транспортных потоков в условиях свободного звукового поля при каждом увеличении расстояния от точки наблюдения до оси первой поло-сы движения в 2 раза уровень шума Lа экв уменьшается на 4 - 5 дБА.
2. В ходе исследований установлено, что и зоне жилой застройки не наблюдается определенной закономерности при распространении шума от транспортных потоков, что обусловлено рядом факторов: наличием (отсутствием) отражающих или поглощающих звук предметов (соседние до-ма, заборы, полоса зеленых насаждений и т.п.); характером транспорт-ного потока и его интенсивностью (грузовые или легковые автомобили, автобусы, мотоциклы и т.п.). Так, например, шум излучаемый грузовым автомобилем, примерно на 10 дБА превышает шум легкового автомобиля [5], наличием (отсутствием) в зоне жилой застройки посторонних источников шума (внутриквартальный шум).
3. Можно констатировать, что уровень естественного фона в зоне жилой застройки пос. Горская лежит в пределах 38 - 40 дБА
4. В условиях близких к свободному звуковому полю (точки 9-12 вблизи Приморского шоссе) уровни шума от транспортных средств не пре-вышают нормативных значений в дневное время суток на расстоянии 60 м от оси ближней полосы дороги, при преобладании легкового автотран-спорта (85 - 90%) в транспортном потоке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6