Рефераты. Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская

 

Поверхность самого участка строительства низменная, плоская, сильно заболоченная с высотами порядка 0,9 - 3,2 м, захламленная строительными железобетонными отходами. Значительные площади залитые водой чередуются с небольшими повышениями, состоящими из песка и насыпного грунта на средних, полутвердых, неоднородных суглинках с гравием, галькой и валунами до 20%, перекрытыми почвенно-растительным слоем .

В целом, с геологической и геоморфологической точек зрения район можно оценить как благоприятный для строительства.

Территория Санкт- Петербурга и его окрестностей, включая район поселка Горская, в гидрогеологическом плане размещается на северо-западном крыле Ленинградского артезианского бассейна. По своей структуре артезианский бассейн делится на три водоносных горизонта: кристаллический фундамент, вендско-палеозойский осадочный чехол и четвертичный покров.

Подземные воды фундамента в районе поселка Горская не используются из-за высокой минерализованности (1-3 г/л сухого остатка). Практический интерес представляет водоносный горизонт с пресной водой в песчаных слоях нижней части гдовского комплекса венда, мощностью 50-80 м. На территории Курортного района глубина залегания комплекса составляет от 60 м и более. Подземные воды высоконапорные, по химическому составу гидрокарбонатно-натриевые, используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

По данным инженерно-геологических изысканий, проведенных в 1972-1989 годах Государственным предприятием “Трест ГРИИ “ на территории проектируемой транспортной развязки, постоянный горизонт грунтовых вод приурочен к насыпным грунтам, болотным отложениям, а также к позднеледниковым и послеледниковым пескам пылеватым, средней крупности и гравийным грунтам. Поверхность вод зафиксирована на глубине от 0,0 до 2,9 м с образованием открытого зеркала воды на пониженных участках. Грунтовые воды имеют гидрокарбонатно-калиево-натриевый состав при минерализации, не превышающей 0,5 г/л. Они неагрессивны или обладают слабой степенью агрессивности по отношению к бетонным и железобетонным конструкциям [2].

Климат данного района умеренно-холодный, влажный, переходящий от морского к континентальному. Ведущим климатообразующим фактором является циркуляция воздушных масс. Наиболее характерен западный перенос, вследствие которого здесь в течение всего года преобладают ветры, поступающие с Атлантики. Это обусловливает продолжительную мягкую зиму и короткое прохладное лето. Наряду с этим в значительной степени проявляется и влияние Арктики.

 

Северные ветры вызывают резкое и, в некоторых случаях, длительное похолодание зимой. Изредка на территорию вторгается континентальный воздух, приносящий зимой мороз, а летом жару.

В холодное время года ветры наиболее устойчивы по направлению и наибольшие по силе. Летом ветры ослабевают и становятся менее устойчивыми по направлению. Роза ветров представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Роза ветров по данным метеостанции Лисий Нос.

 

 

Наибольшая скорость наблюдается в зимнее время, летом она несколько ниже, а среднегодовая - составляет 4,6 м/с.

В целом, климат можно охарактеризовать следующим образом: длительная зима с большим количеством оттепелей (в среднем длится 104 дня), короткое прохладное лето (74 дня), затяжные осень и весна.

В таблице 1 приведены основные климатические характеристики региона.

Таблица 1.

Наиболее значимые климатические характеристики региона

 

В районе поселка Горская на участках строительства автомагистрали и транспортной развязки преобладают почвы подзолистого типа. По трассе КАД на территории жилой застройки, под садами и огородами почвы дерново-подзолистые, плодородные, удобренные. На некоторых участках, особенно на пустошах, почвы часто переувлажненные, подзолисто-глеевые, местами заболоченные, по механическому составу суглинистые. Подстилающими почвообразующими породами служат озерно-ледниковые суглинки и супеси.

Территория строительства кольцевой транспортной развязки заболочена. Здесь распространены подзолисто-глеевые и торфяно-болотные почвы на бедных безкарбонатных породах глинах и суглинках или на заторфованных грунтах и плавунах. Любое строительство на таких грунтах требует особых технологий: дренажных работ, подсыпки песка, гравия и т.п.

Площадь от границы болота до Финского залива засыпана мощным слоем песка.

Район предполагаемого строительства транспортной развязки расположен в пределах южной тайги. Характерные для тайги густые смешанно-хвойные лиственные леса, когда-то покрывавшие всю территорию, под влиянием антропогенной деятельности полностью изменили свой характер. Коренная растительность в районе сохранилась только на заболоченных участках, в частности на площади строительства и представляет собой заросли багульника, кассандры, подбела, пушицы, сфагновых мхов, осоки и других влаголюбивых растений с редким чахлыми сосенками, березами и ивовыми кустами.

На территории строительства редких, исчезающих и охраняемых видов растений нет.

До недавнего времени леса и водоемы региона изобиловали разнообразными типично таежными животными. Освоение территории Карельского перешейка положило начало изменению животного мира. В лесах, окружающих район ст. Горская, обычными в настоящее время являются млекопитающие: из хищников - лиса, норка, хорь, выдра; из копытных особенно распространен лось, пятнистый олень. Повсеместно живут еж, заяц-беляк, землеройки. Многочисленны грызуны - белка, крыса, мыши. Много птиц. Леса и луга населяют дрозды, дятлы, воробьиные, глухарь, тетерев. На водоемах гнездятся утки, чайки, а во время сезонных перелетов останавливаются лебеди, гуси, казарки, кулики, утки.

Разнообразна фауна рек и озер: обычными являются щука, плотва, лещ, окунь, ерш, налим, корюшка, салака.

На территории строительства редких, исчезающих и охраняемых видов животных нет.

Решением городского Совета народных депутатов от 20.07.90 г. № 21, в непосредственной близости от пос. Горская образован “ Юнтоловский заказник “, площадью 2015 га. Заказник создан с целью сохранения приморских ландшафтов северо-восточной части Финского залива, мест обитания редких видов растений; трассы пролета, гнездования и остановок на пролете редких видов птиц; нерестилищ рыб. Природный комплекс заказника имеет достаточно высокую способность к самовосстановлению. Любое строительство вблизи его территории нежелательно. Однако транспортная развязка находится на значительном удалении от заказника (около 10 км).

 

2. Воздействие транспортной развязки

на окружающую среду

 

2.1. Загрязнение почвы свинцом

 

Фоновые уровни загрязнения почвы

 

В ходе подготовки дипломной работы для определения исходного состояния почв был проведен химический анализ и радиационный контроль, выполненные специализированной аккредитованной фирмой - «ПКТИ-СтройТрест».

В таблице 2 представлены результаты химического анализа почвы, отводимой под строительство транспортной развязки (протокол № 215 от 6.12.99).

 

 

 

 

 

 

Получено следующее санитарно-эпидемиологическое заключение:

«В Центре Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге были рассмотрены результаты исследования 5-ти объединенных проб почвы, отобран-ной на территории, отводимой под строительство транспортной развязки по адресу: СПб, поселок Горская, S=4,0 га (протокол № 215 результатов химического анализа от 6 декабря 1999 года).

В соответствии с протоколом испытаний концентрации нефте-продуктов, свинца, цинка, меди, кадмия, марганца, кобальта, рту-ти, хрома и никеля в исследованной почве не превышают ПДК для любых типов почв селитебных территорий.

 

 

 

Суммарный показатель загрязнения (Zc) меньше 16, что соот-ветствует допустимой категории загрязнения почвы. (Показатель Zc определяется следующим образом: Zc=Kci, где Ксi - коэффициент концентрации i-го химического вещества, который определяется отнесением его реального содержания в почве (С) к фоновому (Сф): Кс=С/Сф.)

Дополнительных мероприятий по рекультивации почвы не тре-буется».

 

Согласно протоколу радиационного обследования (№ 206-99-ПКТИ от 30.11.99): мощность эквивалентной дозы равна 0,10 - 0,14 мкЗв/ч. На обследованной территории поверхностных радиоактивных загрязнений не обнаружено.

Получено следующее санитарно-эпидемиологическое заключение:

«По результатам радиационного обследования территории, отводимой под строительство транспортной развязки (S=4 га), по адресу: СПб, пос. Горская, радиационных аномалий и поверхностных радиоактивных загрязнений не обнаружено. Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения соответствует требованиям «Норм радиационной безопасности» (НРБ-96). (Протокол № 206-99-ПКТИ от 30.11.99).

По радиационному фактору использование указанной территории возражений не встречает».

 

 

 Расчет загрязнения почвы свинцом

 

Свинец оседает на придорожной полосе при работе двигателей, заправленных этилированным бензином. Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водо-растворимых соединений на землю. Опасность таких выбросов заключается в том, что свинец накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков. Далее накопление свинца может происходить при передаче его по трофическим цепям, что может представлять угрозу состоянию экосистем, а также здоровью человека при потреблении продуктов питания.

Предельно допустимая концентрация соединений свинца в почве по общесанитарному показателю составляет 32 мг/кг.

В крупнейших городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской области, запрещено применение этилированного бензина. В принципе это позволяет не выполнять специальных расчетных оценок. Однако, следует учитывать возможность использования этилированного бензина транзитным транспортом. Как известно, в настоящее время в стране производится не более 40% этилированных бензинов. Учитывая эти обстоятельства, далее для расчетов принимается экспертная оценка, согласно которой на рассматриваемом участке доля автомобилей, использующих этилированный бензин, не превышает величины 10%. Такое предположение подкрепляется и другими обстоятельствами. Так, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция дальнейшего снижения производства этилированного бензина. Кроме того, следует отметить, что изменением №5 в ГОСТ 2048-77 исключены производство и продажа этилированного бензина АИ - 93 (содержание свинца 0,37 гл) и введен неэтилированный бензин с допустимым содержанием свинца менее 0,013 г/л. О вполне благополучном состоянии дел свидетельствуют и прямые измерения концентраций свинца в почве, проведенные в районе строительства. Как указано в разделе 2, концентрации свинца в почве не превышают предельно допустимых.

При выполнении настоящей оценки учитывалось, что прогнозный период накопления свинца в почве составляет 20 лет. В то же время, можно полагать, что в перспективе доля использования этилированного бензина на автомобильном транспорте будет неуклонно снижаться, и поэтому полученные оценки будут завышенными, давая погрешность в безопасную сторону.

Расчет выбросов свинца и его соединений проведен по методике, предложенной в [1].

Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяется формулой [1]:

Рэ =КпКоmpКт(GiPiNi) (1)

 

где Pэ - измеряется в мг/м в сутки,

Кп = 0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения,

mp - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные

условия, принимается по графику на рис. 4.2.1. «Рекомендаций…» [1] в

зависимости от скорости движения, в нашем случае для расчетной

скорости 60 км/час mp =1,27, для 80 кмч (на КАД) - mp =1,0.

Ко = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе

выпуска отработавших газов,

КТ = 0,8 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в

виде твердых частиц в общем объеме выбросов,

Gi - средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей

марки автомобиля,

Ni - среднесуточная интенсивность движения автомобилей

соответствующей марки,

Pi - содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле

рассматриваемого типа.

В этилированном бензине марки А-76 расчетное содержание свинца принимается в количестве 0,17 г на кг топлива и для А-93 в количестве 0,37 г на кг топлива в соответствии с «Рекомендациями…» [1].

Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.