Поверхность самого участка строительства низменная, плоская, сильно заболоченная с высотами порядка 0,9 - 3,2 м, захламленная строительными железобетонными отходами. Значительные площади залитые водой чередуются с небольшими повышениями, состоящими из песка и насыпного грунта на средних, полутвердых, неоднородных суглинках с гравием, галькой и валунами до 20%, перекрытыми почвенно-растительным слоем .
В целом, с геологической и геоморфологической точек зрения район можно оценить как благоприятный для строительства.
Территория Санкт- Петербурга и его окрестностей, включая район поселка Горская, в гидрогеологическом плане размещается на северо-западном крыле Ленинградского артезианского бассейна. По своей структуре артезианский бассейн делится на три водоносных горизонта: кристаллический фундамент, вендско-палеозойский осадочный чехол и четвертичный покров.
Подземные воды фундамента в районе поселка Горская не используются из-за высокой минерализованности (1-3 г/л сухого остатка). Практический интерес представляет водоносный горизонт с пресной водой в песчаных слоях нижней части гдовского комплекса венда, мощностью 50-80 м. На территории Курортного района глубина залегания комплекса составляет от 60 м и более. Подземные воды высоконапорные, по химическому составу гидрокарбонатно-натриевые, используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
По данным инженерно-геологических изысканий, проведенных в 1972-1989 годах Государственным предприятием “Трест ГРИИ “ на территории проектируемой транспортной развязки, постоянный горизонт грунтовых вод приурочен к насыпным грунтам, болотным отложениям, а также к позднеледниковым и послеледниковым пескам пылеватым, средней крупности и гравийным грунтам. Поверхность вод зафиксирована на глубине от 0,0 до 2,9 м с образованием открытого зеркала воды на пониженных участках. Грунтовые воды имеют гидрокарбонатно-калиево-натриевый состав при минерализации, не превышающей 0,5 г/л. Они неагрессивны или обладают слабой степенью агрессивности по отношению к бетонным и железобетонным конструкциям [2].
Климат данного района умеренно-холодный, влажный, переходящий от морского к континентальному. Ведущим климатообразующим фактором является циркуляция воздушных масс. Наиболее характерен западный перенос, вследствие которого здесь в течение всего года преобладают ветры, поступающие с Атлантики. Это обусловливает продолжительную мягкую зиму и короткое прохладное лето. Наряду с этим в значительной степени проявляется и влияние Арктики.
Северные ветры вызывают резкое и, в некоторых случаях, длительное похолодание зимой. Изредка на территорию вторгается континентальный воздух, приносящий зимой мороз, а летом жару.
В холодное время года ветры наиболее устойчивы по направлению и наибольшие по силе. Летом ветры ослабевают и становятся менее устойчивыми по направлению. Роза ветров представлена на рис. 2.
Рис. 2. Роза ветров по данным метеостанции Лисий Нос.
Наибольшая скорость наблюдается в зимнее время, летом она несколько ниже, а среднегодовая - составляет 4,6 м/с.
В целом, климат можно охарактеризовать следующим образом: длительная зима с большим количеством оттепелей (в среднем длится 104 дня), короткое прохладное лето (74 дня), затяжные осень и весна.
В таблице 1 приведены основные климатические характеристики региона.
Таблица 1.
Наиболее значимые климатические характеристики региона
В районе поселка Горская на участках строительства автомагистрали и транспортной развязки преобладают почвы подзолистого типа. По трассе КАД на территории жилой застройки, под садами и огородами почвы дерново-подзолистые, плодородные, удобренные. На некоторых участках, особенно на пустошах, почвы часто переувлажненные, подзолисто-глеевые, местами заболоченные, по механическому составу суглинистые. Подстилающими почвообразующими породами служат озерно-ледниковые суглинки и супеси.
Территория строительства кольцевой транспортной развязки заболочена. Здесь распространены подзолисто-глеевые и торфяно-болотные почвы на бедных безкарбонатных породах глинах и суглинках или на заторфованных грунтах и плавунах. Любое строительство на таких грунтах требует особых технологий: дренажных работ, подсыпки песка, гравия и т.п.
Площадь от границы болота до Финского залива засыпана мощным слоем песка.
Район предполагаемого строительства транспортной развязки расположен в пределах южной тайги. Характерные для тайги густые смешанно-хвойные лиственные леса, когда-то покрывавшие всю территорию, под влиянием антропогенной деятельности полностью изменили свой характер. Коренная растительность в районе сохранилась только на заболоченных участках, в частности на площади строительства и представляет собой заросли багульника, кассандры, подбела, пушицы, сфагновых мхов, осоки и других влаголюбивых растений с редким чахлыми сосенками, березами и ивовыми кустами.
На территории строительства редких, исчезающих и охраняемых видов растений нет.
До недавнего времени леса и водоемы региона изобиловали разнообразными типично таежными животными. Освоение территории Карельского перешейка положило начало изменению животного мира. В лесах, окружающих район ст. Горская, обычными в настоящее время являются млекопитающие: из хищников - лиса, норка, хорь, выдра; из копытных особенно распространен лось, пятнистый олень. Повсеместно живут еж, заяц-беляк, землеройки. Многочисленны грызуны - белка, крыса, мыши. Много птиц. Леса и луга населяют дрозды, дятлы, воробьиные, глухарь, тетерев. На водоемах гнездятся утки, чайки, а во время сезонных перелетов останавливаются лебеди, гуси, казарки, кулики, утки.
Разнообразна фауна рек и озер: обычными являются щука, плотва, лещ, окунь, ерш, налим, корюшка, салака.
На территории строительства редких, исчезающих и охраняемых видов животных нет.
Решением городского Совета народных депутатов от 20.07.90 г. № 21, в непосредственной близости от пос. Горская образован “ Юнтоловский заказник “, площадью 2015 га. Заказник создан с целью сохранения приморских ландшафтов северо-восточной части Финского залива, мест обитания редких видов растений; трассы пролета, гнездования и остановок на пролете редких видов птиц; нерестилищ рыб. Природный комплекс заказника имеет достаточно высокую способность к самовосстановлению. Любое строительство вблизи его территории нежелательно. Однако транспортная развязка находится на значительном удалении от заказника (около 10 км).
2. Воздействие транспортной развязки
на окружающую среду
В таблице 2 представлены результаты химического анализа почвы, отводимой под строительство транспортной развязки (протокол № 215 от 6.12.99).
Получено следующее санитарно-эпидемиологическое заключение:
«В Центре Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге были рассмотрены результаты исследования 5-ти объединенных проб почвы, отобран-ной на территории, отводимой под строительство транспортной развязки по адресу: СПб, поселок Горская, S=4,0 га (протокол № 215 результатов химического анализа от 6 декабря 1999 года).
В соответствии с протоколом испытаний концентрации нефте-продуктов, свинца, цинка, меди, кадмия, марганца, кобальта, рту-ти, хрома и никеля в исследованной почве не превышают ПДК для любых типов почв селитебных территорий.
Суммарный показатель загрязнения (Zc) меньше 16, что соот-ветствует допустимой категории загрязнения почвы. (Показатель Zc определяется следующим образом: Zc=Kci, где Ксi - коэффициент концентрации i-го химического вещества, который определяется отнесением его реального содержания в почве (С) к фоновому (Сф): Кс=С/Сф.)
Дополнительных мероприятий по рекультивации почвы не тре-буется».
Согласно протоколу радиационного обследования (№ 206-99-ПКТИ от 30.11.99): мощность эквивалентной дозы равна 0,10 - 0,14 мкЗв/ч. На обследованной территории поверхностных радиоактивных загрязнений не обнаружено.
«По результатам радиационного обследования территории, отводимой под строительство транспортной развязки (S=4 га), по адресу: СПб, пос. Горская, радиационных аномалий и поверхностных радиоактивных загрязнений не обнаружено. Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения соответствует требованиям «Норм радиационной безопасности» (НРБ-96). (Протокол № 206-99-ПКТИ от 30.11.99).
По радиационному фактору использование указанной территории возражений не встречает».
Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6