Документальное оформление хозяйственных операций
Первичные и сводные документы
Первичные документы - документы, которые отражают одну операцию в момент ее совершения (приходный и расходный кассовый ордер).
Сводные документы - документы, которые составляются на основании первичных документов и отражают много операций (кассовый отчет).
Все эти документы должны заполняться своевременно, объективно, на бумажных (машинных) носителях информации, должны содержать обязательные реквизиты.
Все документы с момента их составления до момента передачи в архив проходят определенные стадии обработки. Это движение называют документооборотом.
Проверенные первичные документы подвергаются обработке. Их делят по объектам учета и группируют в отдельные папки по месяцам года. В них проставляют расценки, торговые наценки, составляют проводки, которые записывают в учетные регистры.
В конце года их переплетают в специальные книги и передают в архив на хранение.
Порядок исправления ошибок в тексте
Ошибки в документах исправляют корректурным способом, т.е. зачеркивается одной тонкой горизонтальной линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и подписывается правильная сумма, делается оговорка «исправлено», проставляется дата и подпись бухгалтера. Не допускаются стирания записей и не оговоренные исправления.
Следующий способ, который используют - «красное Сторно». Он используется, если по хоз. операции завышена сумма или неверно составлена проводка. Неверная запись повторяется, но сумма указывается красным чернилами или берется в рамку.
Классификация и назначение учетных регистров
Учетные регистры классифицируют:
1. По характеру записей: хронологические, систематические, комбинированные.
2. По объему содержания: синтетические, аналитические
3. По построению: односторонние, двусторонние, многоколонные, линейные, шахматные.
4. По внешнему виду: бухгалтерские книги, ведомости, карточки. Они все предназначены для контроля, анализа и составления отчетов.
Журналы - ордера по счетам (ведомости)
На данном предприятии используется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Для нее характерно использование в качестве основных регистров журналов-ордеров и вспомогательных к ним накопительных ведомостей.
Журналы ордера ведутся по кредитовому признаку. В целях контроля операций в дополнение к журналу ордеру ведут ведомости для записей по дебету счетов с кредита корреспондирующих счетов.
Записи в ЖО производят либо непосредственно с первичных документов, либо на основании данных накопительных ведомостей.
Итоги записей в журналах ордерах переносят в главную книгу. Проверка записей в главной книге основывается на обязательном взаимном равенстве дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо.
Предприятие ведет учет всех операций путем их регистрации только в книге учета фактов ХД. Эта форма называется Журнал-Главная. Она совмещает в 1-м учетном регистре хронологич отражение операций с записями их по синтетическим счетам.
На предприятии используется следующий перечень ЖО (ведомостей):
- Для учета кассовых операций ЖО№1 и ведомость №1;
- Для учета операций по расчетному счету ЖО№2;
- Для учета расчетов и подотчетных сумм ЖО№7 и ведомость
- Для учета основных средств ЖО№13 (вед - 13)
- Для учета труда и з/п - ЖО№10 (вед)
Учет денежных средств и расчетов
Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на расчетных, специальных и депозитных счетах.
Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. В кассу они поступают от плательщиков за коммунальные услуги, от кассиров бани, гостиниц и т.ж. с расчетного счета. Все полученные суммы оформляются приходным кассовым ордером.
Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам.
Учет движение денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге.(Ф. КО-4).
Для учета движения денежных средств в кассе используют активный счет 50 «Касса». Сальдо указывает на наличие суммы, поступившей в кассу. По Кт - суммы, выданные из кассы.
Ежедневно кассир сдает дневную выручку в банк.
Не менее 1 раза в месяц проводится инвентаризация - результаты инвентаризации оформляются актом.
В процессе хоз деятельности возникают расчетные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажей ГП и т.п.
Движение средств на расчетном счете оформляются след-ми документами: объявление на взнос наличными, платежные поручения и требования.
Для учета операций открывают активный счет 51»Расчетный счет». По Дт сч - увеличение кол-ва ден средств, а по Кр - уменьшение, выбытие.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Для учета подотчетных сумм открывают счет 71, по Дт которого записывают суммы, выданные под отчет на административно хозяйственные расходы, а по Кт отражают списание израсходованных подотчетных сумм.
Аналитический учет ведут по каждому лицу и по каждой выдаче в отдельном журнале:
Дт 71 Кт 50 - выдана сумма под отчет на командировочные и хозяйственные расходы.
Дт 20 Кт 71 - списание командировочных расходов согласно авансовому отчету.
Учет кредитов банка
Предприятие пользуется кредитами для пополнения производственных запасов, капитального строительства и т.д.
Для учета краткосрочных кредитов используют счет 66 (пассивный). Эти кредиты выдаются на покупку материалов, на погашение налогов и т.п.
Кредит на капитальные вложения выдается в срок более года. Учитываются на счете 67. Сроки погашения кредитов по ним оговариваются в кредитном договоре.
Учет расчетов с поставщиками
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут на счете 80. По кредиту счета отражают задолженность поставщикам, а по дебиту ее погашения.
Д - 60 К - 51. Оплачен счет поставщика. Аналитический учет ведется по каждому поставщику.
Учет расчетов с бюджетом
Для учетов расчетов с бюджетом используют (активно пассивный) 68. Начисляется в пользу бюджета записывают по кредиту счета, а перечисления - по дебиту счета. Сальдо Кт показывает задолженность перед бюджетом. Сальдо Дт - излишне перечисленные суммы в бюджет.
Аналитический учет по сч 68 ведут по каждому виду налогов.
Д - 99 К - 68 - начислен налог
Д - 68 К - 18 - перечислен налог в бюджет (зачет НДС)
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Расчеты по непроизводственным операциям ведут на активно пассивном счете 76. Аналитический учет расчетов ведут по каждому дебитору и кредитору.
Дт - 76 Кт - 50,51 - перечислен по назначению.
Дт - 70 Кт - 76 - удержание из заработной платы в пользу организаций и лиц.
Для командировки работнику оформляется командировочное удостоверение. При возвращении он обязан предоставит в течении трех дней представить руководителю организации авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность производственных расходов.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведут по каждой выданной сумме под отчет и каждому подотчетному лицу в ЖО №7 (см. в приложении)
Для учета со всеми расчетами также ведут ЖО №7
Учет основных средств
Основным документом регламентирующим порядок учета основных средств, является ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Согласно учетной политике к основным средствам относятся:
· Предметы со сроком полезного использования более года независимо от их стоимости;
· Предметы стоимостью на дату приобретения более стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования.
· К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности.
· Сводная ведомость ОС по классификационным признакам на 01.11.2006г.
Балансовая стоимость износ остаточной стоимости
Здания 4584348 2347810 2236538
Сооружения 8411157 1761939 6649218
Передат. Устройства 7989121 7653438 335683
Машины и оборуд- я 3732028 1409187 2322841
Транспортные ср-ва 998677 709393 289284
Хоз. инвентарь 287706 200552 87154
Итого: 26003038 14088319 11914719
Жилищный фонд 24289135 24289135
ОВБ 32769 32769
Всего: 50324942 36236623
В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства». 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «выбытие основных средств».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется по инвентарным карточкам по ф. «ОС - 6», инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки - передачи, технических паспортов. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии и хранятся в бухгалтерии предприятия. Ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. ОС -1. Акт передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем.
На поступление основных средств составляются проводки.
Поступление основных средств по первоначальной стоимости Дт - 08 Кт - 60(76)
Страницы: 1, 2, 3, 4