Для синтетического учета основных средств в Типовом плане счетов предусмотрен активный счет 01 "Основные средства". На этом счете отражается движение основных средств предприятия.
Большинство основных средств поступает на предприятие в результате капитальных вложений. Капитальные вложения - это совокупность затрат на воспроизводство и улучшение качественного состояния основных средств.
Приобретенные основные средства за плату у других предприятий и лиц в учете отражаются следующим образом:
Если приобретены основные средства, не требующие монтажа, то на их стоимость составляются бухгалтерские записи:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму по счету без налога на добавленную стоимость 2 500 000 рублей.
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате»).
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на сумму налога на добавленную стоимость - 450 000 рублей.
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 51 "Расчетный счет" - на перечисленную сумму в оплату задолженности - 2 950 000 рублей
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате»).
К-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 32 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам уплаченный» - на сумму уплаченного налога на добавленную стоимость - 450 000 рублей.
. Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - после приемки основных средств в эксплуатацию
При приобретении оборудования, требующего монтажа, на его стоимость составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 07 "Оборудование к установке"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - при акцепте счетов поставщиков и подрядчиков без налога на добавленную стоимость.
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на сумму налога на добавленную стоимость.
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
К-т сч. 51 "Расчетный счет" - на сумму уплаченной задолженности.
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 32 «Налог на добавленную стоимость по основным средствам уплаченный»).
К-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость» (субсчет 11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам причитающийся к уплате») - на сумму уплаченного поставщику НДС.
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".
К-т сч. 07 "Оборудование к установке" - на стоимость переданного оборудования в монтаж.
К-т сч. 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов в зависимости от произведенных расходов на затраты по монтажу оборудования.
Д-т сч. 01 "Основные средства".
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - при вводе основных средств в эксплуатацию.
На стоимость предоставленных учредителями основных средств в собственность предприятия составляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".
Оборотная ведомость в разрезе субсчетов по счету приведена в приложении Д.
Основные средства в случае необходимости перемещаются из одного подразделения данного предприятия в другое. При этом бухгалтерские записи не производятся, а в машинограмме аналитического учета инвентарный номер переносится из подразделения, где находился объект, в подразделение, куда он передан.
Порядок отражения выбытия основных средств зависит от того, по какой причине основные средства выбыли. Чаще всего эти причины следующие: при реализации, безвозмездной передаче другим предприятиям или лицам, частичной или полной ликвидации, недостачах, выявленных при инвентаризации.
Отпуск объекта основных средств в порядке реализации производится в порядке установленном на предприятии. Отделом главного технолога выписывается товарно-транспортная накладная. В бухгалтерии предварительно оформляется акт оценки объекта. При оценке учитывается остаточная стоимость объекта, коэффициенты пересчета стоимости на момент продажи. Согласно указаниям Министерства промышленности продажная цена не должна быть ниже стоимости драгоценных металлов, находящихся в данном объекте. В товарно-транспортной накладной указываются данные по объекту (первоначальная или восстановительная стоимость, начисленные за время эксплуатации суммы амортизации, отпускная цена и другие). С объектом основных средств передается и вся техническая документация, имеющаяся к нему.
При невозможности найти покупателя предприятие может передать свои основные средства безвозмездно другому предприятию или лицу. При этом, как и в предыдущем случае с получателем оговариваются условия передачи, после чего она совершается и оформляется документально. При безвозмездной передаче на передаваемый объект составляется "Акт о приеме-передаче объекта основных средств" (форма ОС-1), к которому прилагаются паспорт и другие сопроводительные документы на него.
При списании основных средств, аналогично, как и для приемки, создается специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» по форме ОС-4. В акте указывается наименование объекта, год изготовления либо постройки, даты поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, место эксплуатации, первоначальная стоимость, износ, обоснование необходимости списания с баланса.
Если списывается объект основных средств без остаточной стоимости, то достаточно заключения комиссии на списание основных средств. После утверждения акты передаются в бухгалтерию для отражения в учете.
Выбывшие основные средства должны быть сняты с учета предприятия.
На счетах бухгалтерского учета выбытие основных средств независимо от причины отражается следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»;
К-т сч. 01 «Основные средства» - на сумму начисленной амортизации;
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 2 "Операционные расходы".
К-т сч. 01 «Основные средства» - на сумму остаточной стоимости основных средств;
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет «Операционные доходы» - на сумму предъявленного покупателю платежного требования за отгруженный объект основных средств;
Д-т сч. 51 «Расчетный счет».
К-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 1 "Операционные доходы" - выручка от продажи основных средств;
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость".
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен налог на добавленную стоимость при продаже основных средств;
Д-т сч. 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
Доход или убыток относятся на результаты хозяйственной деятельности.
Убытки от безвозмездной передачи основных средств относятся на счет 99 «Прибыли и убытки».
Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду, продаже, а также преобразовании государственного предприятия в акционерное общество или иное хозяйственное общество либо товарищество;
- перед составлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении факторов хищений или злоупотреблений, а также прочих ценностей;
- в случае пожара или стихийного бедствия.
Для проведения инвентаризации основных средств издается приказ по предприятию, на основании которого по каждому структурному подразделению создается комиссия, которая проверяет фактическое наличие в местах эксплуатации и хранения основных средств. Результаты проверки записываются в "Инвентаризационную ведомость основных средств" (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и выносит решение о принятии мер. Это оформляется протоколом, который представляется на утверждение генеральному директору либо главному инженеру предприятия. На основании этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете, т.е. приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими.
Излишки основных средств выявленных при инвентаризации подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, а в учреждениях на бюджете или финансируемых собственником - на увеличение финансирования.
Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц. В случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них стоимости недостающих объектов; убытки относятся на финансовые результаты, а в учреждениях, состоящих на бюджете или финансированные собственником - на уменьшение финансирования. В бухгалтерском учете операции по недостаче объектов основных средств отражаются следующим образом:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 01 «Основные средства» - на сумму остаточной стоимости;
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
в том случае, если во взыскании отказано судом или за счет собственных средств:
Д-т сч. 92 «Внереализационные доходы и расходы»
На изучаемом предприятии оценка основных средств производится в соответствии с установленными правилами и на сумму произведенной переоценки основных средств делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 83 «Добавочный фонд» субсчет 1 «Переоценка основных средств» - на сумму произведенной переоценки основных средств 9994710 руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13