Важным показателем финансового состояния предприятия является его прибыльность, которая характеризуется суммой прибыли и уровнем рентабельности [12]. Уровень рентабельности (Р) по валовой прибыли определяется как отношение прибыли от реализации (П) к себестоимости реализованной продукции (С):
Р = Ф-2, стр. 050 / Ф-2, стр. 040 * 100% (2.12)
Р (на начало) = 269,9 / 5118,0 * 100% = 5,27 %
Р (на конец) = 560,3 / 6047,9 * 100% = 9,26 %
Из расчета видно, что рентабельность по валовой прибыли на конец периода увеличилась, что говорит о положительных результатах работы предприятия.
В процессе анализа необходимо определить, как изменяется на протяжении расчетного периода значение прибыли от реализации, чистой прибыли, уровня рентабельности. Результаты анализа занесены в таблицу 2.4:
Таблица 2.4 - Анализ прибыльности ООО «Topsol»
Показатель
Строка Ф-2
Значение, тыс. грн.
Отклонение
За прошед-ший год
На конец отчетного периода
Значение, тыс грн.
% к началу года
Выручка
010
6449,1
7913,8
1464,7
22,7
Налог на добавленную стоимость
015
1059,4
1270,9
211,5
20,0
НДС в % к выручке
16,4
16,1
Себестоимость реализованной продукции
040
5118,0
6047,9
929,9
18,2
Себестоимость в % к выручке
79,4
76,4
-3,0
Валовая прибыль (валовой убыток)
050 (055)
269,9
560,3
290,4
107,6
Уровень рентабельности, %
5,3
9,3
4,0
Валовая прибыль в % к выручке
4,2
7,1
2,9
Финансовые результаты до налогообложения
170
9,1
0,0
-9,1
Налог на прибыль
180
2,3
-2,3
Финансовые результаты от обычной деятельности
6,8
-6,8
Увеличение валовой прибыли от реализации продукции за 2006 год на 290,4 тысячи гривен вызвано увеличением роста себестоимости на 929,9 тысяч гривен меньшими темпами, чем увеличение выручки (на 1464,7 тысяч гривен), что вызвало повышение уровня рентабельности на 4% за счет уменьшения себестоимости в проценте к выручке на 3 %. Наряду с этим наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли, что может говорить о больших финансовых расходах предприятия. Увеличение значений исследумых показателей указывает на то, что объемы производства и реализации продукции растут.
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности
Основными завданиями анализа внешнеэкономической деятельности являются:
- характеристика динамики внешнеэкономической деятельности предприятия;
- оценка рациональности использования средств, привлеченных для исполнения обязательств по контрактам. Исполнение указаной задачи предусматривает последовательноее или параллельное изучение оборотности капиталы предприятия, исследования непрямых затрат по экспорту и импорту товаров, изучения эффективности внешнеэкономических операций;
- оценка финансовых результатов внешнеэкономической деятельности предприятия.
При проведении экономического анализа внешнеэкономической деятельности необходимо оценить конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товаров и услуг [12].
Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается их способность выдерживать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже, чем среднерыночные.
2.2.1 Анализ экспортных операций
Для полноты характеристики внешнеторговой рабо-ты предприятия экспорт товаров и услуг за отчетный год сравнивается с экспортом за предыдущий год. Цель такого исследования - установить, какие изменения произошли в товарной структуре экспорта, в развитии новых видов экспорта и его географич-еского направления [13]. Данные об экспорте за года, которые изучаются, представлены в таблице 2.5:
Таблица 2.5 - Объемы экспортных поставок
Наименование продукции
Количе-ство, кг
Сумма, в валюте
Сумма, грн.
Себестои-мость, грн.
Расчеты ведутся в долларах США
Поставка 18.05.05 (курс НБУ 5,235 грн.)
Добавка октоатная сиккативирующая
8550
16821
88057,9
81666,7
Диспергатор
600
900
4711,5
4365,7
Итого:
9150
17721
92769,4
86032,4
Поставка 25.05.06 (курс НБУ 5,05 грн.)
15150
33772,5
170551,1
165046,0
Продукт антипленочный
1500
4875
24618,7
19221,2
16650
38647,5
195169,8
184267,2
Поставка 01.08.06 (курс НБУ 5,05 грн.)
3000
5257,5
26550,3
22089,4
4950
24997,5
23193,8
6000
10207,5
51547,8
45283,2
Из таблицы видно, что предприятие развивает свою внешнеэкономическую деятельность, экспортные поставки увеличились как по количеству, так и по ассортименту. Появился новый иностранный покупатель, что свидетельствует о том, что фирма становится известна и за рубежом. Иностранным покупателям осваивается новый товар - продукт антипленочный производства ООО «Topsol». Обобщенно информацию о количестве отгружаемых товаров можно представить в виде графика на рис. 2.1:
Произведено и реализовано на экспорт, кг
Абсолютное отклонение
Удельный вес в общем количестве
2005 год
2006 год
Добавка октоатная сиккативирующая:
ПолиАр-1.2
-1500
16,4%
0,0%
ПолиАр-1.2.4-1
4500
2550
-1950
49,2%
11,3%
ПолиАр-1.2.4-3
13,2%
ПолиАр-1.2.5/1
10050
44,4%
ПолиАр-2.5-1
1050
11,5%
Диспергатор АрдоС-04
2400
6,6%
Продукт антипленочный "АрОксим-А"
Всего
22650
13500
100,0%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15