, (3)
где - коэффициент покрытия импорта экспортом;
Э - экспорт;
И - импорт.
Данный показатель принадлежит к категории относительных величин координации и отвечает на вопрос, в какой степени объем экспорта превышает объем импорта или сколько на единицу ввезенных приходится единиц вывезенных товаров.
Помимо стоимостных показателей внешнеторгового оборота и сальдо торгового баланса, определяемых на уровне отдельных стран, в международной статистике внешней торговли исчисляют оборот и сальдо мировой торговли.
Оборот мировой торговли характеризует общий объем перемещаемых между странами товаров. Особенность его статистической оценки состоит в том, что под ним понимают сумму стоимости экспорта всех стран, т.е. расчет осуществляют по формуле:
, (4)
где ОМТ - объем оборота мировой торговли;
Эj - общий объем экспорта j-й страны;
n - число стран, осуществивших в отчетном периоде экспорт товаров.
Такая методика расчета этого показателя объясняется тем, что экспорт товаров из всех стран мира соответствует импорту в эти страны. Поэтому суммирование объемов мирового экспорта и импорта по аналогии с расчетом внешнеторгового оборота на уровне отдельной страны привело бы к двойному счету одних и тех же товаров.
За счет различий в базисных оценках экспорта и импорта (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ) возникает величина, именуемая в международной статистике как сальдо мировой торговли. Оно рассчитывается как разница между суммой стоимости экспорта всех стран мира и суммой стоимости их импорта:
, (5)
где СВТ - сальдо внешней торговли;
Иj - общий объем им порта j-й страны.
m - число стран, импортировавших товары в отчетном периоде.
Сальдо мировой торговли показывает, во что мировому сообществу обходится доставка товаров до стран-импортеров. Учитывая, что цены СИФ на перемещаемые между странами товары всегда превышают цены ФОБ, сальдо бывает только отрицательным.
Показатели вовлеченности национальной экономики в мирохозяйственные связи
Статистика внешней торговли изучает участие отдельных стран в международном разделении труда. Вовлеченность национальных экономик в мирохозяйственные связи находит отражение в системе показателей, основными из которых являются:
* доля отдельных стран или групп стран в мировой торговле, характеризующая роль отдельных стран (групп стран) на мировых товарных рынках. Исчисляется как:
, (6)
где - доля отдельных стран;
- доля групп стран;
ОМТ - объем оборота мировой торговли;
n - число стран анализируемой группы, экспортировавших товары;
* доля отдельных стран в экспорте отдельных товаров (товарных групп). Раскрывает, в рамках каких отраслей и видов производств развивается специализация страны в международном разделении труда. Определяется в соответствии с алгоритмом расчета как:
, (7)
где - доля отдельных стран в экспорте отдельных товаров;
Эij - объем экспорта i-го товара j-страны;
m - число стран, экспортировавших i-й товар на мировой рынок.
* доля экспорта отдельной страны в валовом национальном продукте. Показывает, какую часть произведенного валового национального продукта страна направляет на внешний рынок или сколько на единицу валового национального продукта приходится единиц вывезенных товаров:
, (8)
где - доля экспорта отдельной страны в валовом национальном продукте;
ВНПj - объем валового национального продуктаj-й страны.
* коэффициент зависимости национальной экономики от импорта, отражающий, сколько на единицу произведенного национального валового продукта приходится единиц ввезенных товаров. Исчисляется как:
, (9)
где - коэффициент зависимости национальной экономики от импорта;
Иj - общий объем им порта j-й страны;
* доля экспорта в производстве отдельных видов продукции, свидетельствующая о том, какая часть произведенного в стране продукта поставляется на экспорт. Рассчитывается как:
, (10)
где - доля экспорта в производстве отдельных видов продукции;
Qij - объем производства i-го товара j-й страны.
* доля импорта в потреблении отдельных видов продукции. Показывает, какая часть в общем потреблении какого-либо продукта обеспечивается импортом. Выражает зависимость экономики страны от импорта отдельных товаров:
, (11)
где - доля импорта в потреблении отдельных видов продукции;
Иij - объем импорта i-го товара j-й страны;
Рij-- объем потребления i-го товара j-й страны.
* коэффициент относительной экспортной специализации, характеризующий уровень международного разделения труда.
Определяется по формуле:
, (12)
где Коэс - коэффициент относительной экспортной специализации;
dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме экспорта j-й страны;
dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме мирового экспорта.
При Коэс>1 основание утверждать, что данная страна специализируется в мировом хозяйстве на производстве и торговле этим товаром;
* коэффициент диверсификации (или разнообразия), исчисляемый как:
, (13)
где - коэффициент диверсификации;
n - объем товарной номенклатуры.
Вторая форма коэффициента применяется, когда в числителе относительные величины структуры выражены в процентах. Коэффициент диверсификации определяется в интервале от 0 до 1. Если показатель стремится к 1, значит, страна специализируется на мировой рынок в производстве суженной номенклатуры товаров. При расширении производства экспортной продукции, реализуемой данной страной на мировом рынке, коэффициент диверсификации приближается к 0. [15]
2. статистическое изучение внешнеэкономических связей россии
Рассмотрим внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации на примере внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги.
2.1 Понятие забайкальской железной дороги, её расположение и основные направления деятельности
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД.) - часть Транссибирской магистрали, общая протяженность которой около 3 500 км.
Начинаясь у города Петровска-Забайкальска, главное направление дороги простирается далее на восток почти на 2 300 км. и заканчивается у станции Архара Дальневосточной железной дороги, а южные участки подходят к границам КНР и МНР. Несмотря на большую площадь региона, общая численность населения составляет всего 1,3 млн. человек.
В состав Забайкальской железной дороги входят три отделения: Читинское, Могочинское и Свободненское.
В экономический район тяготения дороги входит примерно треть площади Республики Бурятия, а также полностью Читинская и Амурская области, что составляет огромную территорию, превышающую площади Франции и Германии вместе взятых. Это один из важнейших в России район по запасам полезных ископаемых, в освоении которых железная дорога имеет перспективное значение.
Основной объем железнодорожных перевозок ЗабЖД приходится на транзит грузов по Транссибирской магистрали.
Основу экономики региона составляют предприятия топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности и лесопромышленного комплекса, продукция которых подлежит перевозке железнодорожным транспортом. Собственная погрузки обеспечивается в основном перевозками в направлении Дальнего Востока, а также перевозкой лесных грузов, предназначенных на экспорт в КНР.
Основные показатели работы Забайкальской железной дороги в 2001 году:
1) Погрузка грузов:
- всего погружено 26 446 440 тонн;
- погрузка угля 19 116 145 тонн;
- погрузка лесоматериалов 1 291 735 тонн;
- погрузка других грузов 6 038 560 тонн.
2) Выгрузка грузов всего: 469 900 тонн.
3) Грузооборот: 97 345,5 млн. т/км.
4) Пассажирские перевозки дальнего сообщения выполнены на 99,5%.
5) Пригородные пассажирские перевозки выполнены на 99,6%.
Специфика Забайкальской железной дороги заключается в том, что она является пограничной железной дорогой и большую часть общего объема перевозок составляет транзитный груз.
В 2001 году общий объем транзитных импортных перевозок равнялся 2 млн. 368 тыс. тонн грузов, в числе которых кокс, контейнерные грузы, скоропортящиеся грузы, металлические и неметаллические руды.. Объем транзитных экспортных перевозок составил 6 млн. 321 тыс. тонн грузов в числе которых лесоматериалы, черные металлы, лесные грузы, нефть, оборудование. [11]
Главным субъектом внешнеэкономической деятельности в нашей стране сегодня становится предприятие. И дальнейшее развитие этой деятельности, ее основное направление - вовлечение предприятий и организаций из всех регионов России во внешнеэкономические связи. Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных изменений в товарной структуре экспорта и импорта, помощь в поиске новых и перспективных рынков за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировых рынках.
Основная деятельность Забайкальской железной дороги охватывает международные, внутренние и местные перевозки, включая транзитные, импортно-экспортные операции не являются профильной деятельностью, однако они позволяют решать некоторые экономические и социальные задачи, стоящие перед предприятием, с опорой на собственные силы, то есть без привлечения средств Министерства путей сообщения РФ.
После распада СССР многие производители продукции, традиционно потребляемой транспортом, оказались за пределами России, что привело к необходимости если и не самостоятельно заниматься импортом, то, как минимум, сталкиваться с необходимостью производить таможенное оформление необходимого товара. Что касается экспорта товарной продукции - это, как правило, сырьевая, либо не технологическая продукция, имеющаяся в регионе соответствующего железнодорожного предприятия и полученная в результате взаимозачетов (например, химическое удобрение) либо экспорт неликвидов, образующихся в процессе эксплуатации подвижного состава и ремонта железнодорожного пути (списанные рельсы, вагоны, локомотивы, колесные пары).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5