Рефераты. Совершенствование бухгалтерского учета материалов на предприятии

Списание материалов. Если синтетический учет материаль-ных ценностей ведется по учетным ценам, то помимо счета Материалов используется счет Заготовления и приоб-ретения материалов, а также счет Отклонения в стоимости мате-риалов.

При синтетическом учете материалов по фактической себестоимости указан-ный счет используется лишь на предприятиях, перерабатывающих сельскохо-зяйственное сырье, и в строительных организациях.

Счет Заготовления и приобретения материалов предназначен! для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. В дебет этого счета относятся покупная стоимость материальных ценностей, по которым поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кре-дита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками. Вспомога-тельных производств. Расчетов с подотчетными лицами и т. п. -- в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных цен-ностей.

Материальные ценности, фактически поступившие в организа-цию, списывают по учетным ценам с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Материалов и других счетов.

Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных цен-ностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается со счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Отклонения в стоимости материалов.

Предъявленные претензии по недостачам, порче и другим причинам поставщикам, транспортным организациям и т. п. спи-сывают с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Расчетов по претензиям.

Материальные ценности, переданные для оприходования внутренними подразделениями, находящимися на отдельных ба-лансах, списываются со счета Заготовления и приобретения мате-риалов в дебет счета Внутрихозяйственных расчетов.

Остаток на счете Заготовления и приобретения материалов на конец месяца показывает наличие материалов в пути или не выве-зенных со склада поставщиков.

Возможен вариант учета заготовления материальных ценно-стей без сальдо по счету Заготовления и приобретения материалов. В этом случае в конце месяца по дебету счета Материалов и креди-ту указанного счета отражается стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в учете по дебету счета Заготовления и приобретения материалов. Выявлен-ный в конце месяца остаток на этом счете списывают на счет Отклонения в стоимости материалов, и счет Заготовления и приобре-тения материалов сальдо не имеет.

Израсходованные или реализованные материальные ценности списываются на счета издержек производства (обращения) и реа-лизации с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет Отклонения в стоимости материалов предназначен для отражения разницы в стоимости приобретенных материалов, ис-численной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используется только в том случае, если на счете Материалов синтетический учет ведется по учетным ценам.

Накопленные на счете Отклонения в стоимости материалов разницы между фактической себестоимостью приобретенных ма-териальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списываются с кредита этого счета в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.

При использовании для учета материалов сче-тов Заготовления и приобретения материалов и Отклонения в сто-имости материалов указанные ценности отражаются в балансе по подразделу "Запасы" по плановой (нормативной) стоимости.

Аналитический учет по счету Отклонения в стоимости материалов ведется по группам материальных ценностей с приблизитель-но одинаковым уровнем этих отклонений.

При реализации материалов на сторону составляют бухгалтерские записи

Д-т сч. Реализация прочих активов на стоимость материалов

К-т сч. Материалов по учетным ценам

Д-т сч. Реализация прочих активов на разницу между фактической

К-т сч. Отклонения в стоимости себестоимостью материалов и

материалов стоимостью по учетным ценам

Д-т сч. Расчетов с покупателями на продажную стоимость

и заказчиками материалов

К-т сч. Реализации прочих активов

Д-т сч. Реализация прочих активов на сумму НДС

К-т сч. Расчетов с бюджетом по реализуемым материалам

Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета Реализации прочих активов на счет Прибылей и убытков.

При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, они списываются со счета Материалов в дебет счета Реализации прочих активов| в течение месяца по плановой (нормативной) стоимости, а по окончании месяца такой же проводкой списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой (нормативной) стоимости (способом "красное сторно" или спосо-бом дополнительных проводок).

Применение способов ФИФО и ЛИФО. Как уже отмечалось, определение фак-тической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производст-во, разрешается производить помимо средней стоимости способами ФИФО и ЛИФО. При использовании этих методов возникает необ-ходимость оценки каждой партии расходуемых материалов, что на практике осуществить довольно сложно.

Целесообразнее стоимость израсходованных материалов при их оценке по методам ФИФО и ЛИФО определять расчетным пу-тем. В этом случае в течение месяца материалы списываются на производство по учетным ценам. По окончании месяца определя-ют стоимость израсходованных материалов по методу ФИФО или ЛИФО, находят отклонение исчисленной стоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и списывают выявленное от-клонение на соответствующие счета пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.

Для списания израсходованных материалов на соответствую-щие объекты учета затрат в бухгалтерии составляют разработочную таблицу. Материалы в ведомости отражаются по учетным це-нам.

При использовании в учете компьютеров приходные докумен-ты группируют в пачки и после контроля и проверки кодов сдают на вычислительную установку, где на основе документов разраба-тывается машинограмма-ведомость поступления материалов на склад. При использовании компьютеров непосредственно в бух-галтерии производится такая же проверка и составление ведомо-стей -- регистров учета. В ведомости отражается стоимость приоб-ретенных материалов по учетным ценам и фактической себестои-мости с расшифровкой ее слагаемых по каждому расчетному документу поставщиков.

На основании ведомостей поступления материалов печатается сводная ведомость расчета транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости материалов от стои-мости их по учетным ценам и исчисляется коэффициент отклоне-ний фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.

По данным расходных документов и указанной выше сводной ведомости составляют машинограмму-ведомость расхода материалов) по корреспондирующим счетам. В ней по каждому виду израсходованных материалов в разрезе шифров затрат отражают их сто-имость по учетным ценам, коэффициент отклонений и сумму от-клонений, приходящуюся на израсходованные материалы.

Для получения обобщенных данных по счетам материалов по каждому из них составляют машинограммы-оборотные ведомости. Данные этих оборотных ведомостей сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и субсчетам и после сверки переносят в машинограмму -- Главную книгу.

1.5. Инвентаризация и переоценка материалов

В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по ве-лению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий-ской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской от-четности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычай-ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

в других случаях, предусмотренных законодательством Россий-ской Федерации или нормативными актами Министерства финан-сов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохран-ностью материалов, условиями их хранения и со-стоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выбороч-ные инвентаризации материалов. При этом количество таких ин-вентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем ор-ганизации.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально от-ветственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материа-лов; по каждому из них выведены остатки на день инвентариза-ции; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии ма-териально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полу-ченные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименова-нию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, груп-пы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.

При осуществлении инвентаризации учитываются специфиче-ские особенности отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на посту-пившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

Описи подписываются всеми членами комиссии и материаль-но ответственными лицами, которые подтверждают, что все мате-риалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.