Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета Материалов и кре-диту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками (без оприхо-дования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.
При приемке материалов от поставщиков могут быть выявле-ны излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам или по отпускным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на стоимость излишков.
Если при приемке обнаружена недостача или порча материа-лов, их стоимость отражают по дебету счета Расчетов по претензи-ям и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не показывают.
Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, то поступившие мате-риалы отражают на каждом аналитическом счете по этим це-нам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, тамо-женные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете Транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых органи-заций.
Если материалы оценивают по средней покупной цене или по плановой (нормативной) себестоимости, то поступив-шие материалы отражаются на каждом аналитическом счете по этим ценам, а разницу между фактической и средней покупной ценой либо плановой (нормативной) себестоимостью материалов показыва-ют на аналитическом счете Отклонения в стоимости материалов.
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета Материалов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись
Д-т сч. Основного производства - материалы отпущены основному производству
Д-т сч. Вспомогательных производств -- материалы отпущены вспомо-гательным производствам
Д-т сч. Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. - в зависимости от направления расходов материалов
К-т сч. Материалов или других счетов по учету материалов.
Здесь рассмотрим вариант учета отпуска материалов в произ-водство по учетным ценам с применением счета Отклонения в стоимости материалов. Об учете же отпуска материалов с примене-нием методов ФИФО и ЛИФО расскажем позднее.
Стоимость материалов по учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании ведомо-сти распределения материалов. Ее составляют по данным первич-ных документов о расходе материалов.
По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на кото-рые были списаны материалы по учетным ценам (Основного про-изводства, Вспомогательных производств и др.). При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, а об-ратную разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами.
Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимо-сти их по учетным ценам распределяют между израсходованными материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклоне-ний фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных матери-алов по учетным ценам. Оставшиеся на складе материалы, оценены но средней покупной или плановой (нормативной) себестоимости.
Учет налога на добавленную стоимость. В расчетных документах поставщиков по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную стоимость
(НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на до-бавленную стоимость по приобретенным ценностям (субсчет "На-лог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам") с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчи-ками, Расчетов с подотчетными лицами и др.
После оплаты материалов поставщикам сумма налога на до-бавленную стоимость списывается с кредита счета по учету НДС в дебет счета Расчетов с бюджетом, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
При потреблении материальных ресурсов на непроизводствен-ные сферы, имеющие специальные источники финансирования, на суммы НДС, приходящиеся на эти материальные ресурсы, де-лается восстановительная бухгалтерская запись (сторно) по кредит|у счетов Расчетов с бюджетом (по указанному выше субсчету) и Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Затем НДС, относящийся к этим использованным ресурсам, отно-сят с кредита счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в дебет счетов, на которых учтены использованные ресурсы: счетов обслуживающих производств и хозяйств, некапитальных работ и др.
Особенности аналитического учета материалов по средним це-нам поставщиков (т. е. без применения счета Отклонения в стоимости материалов) рассмотрены на примере операций, приведенных в табл. 1, и следующих дополнительных данных.
На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных материалов составила 101 000 руб. Стоимость всех видов материалов по средним покупным ценам -- 100 000 руб., в том числе сахара-песка -- 3500 руб.,| соли -- 1500 руб., прочих основных материалов - 95 000 руб.; транспортно-заготовительные расходы по основным материалам - 1000 руб. Для определения транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное и вспомогательные производства (пятая операция), находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное отношение умножают на стоимоть израсходованных материалов" по средним покупным ценам (ценам поставщиков без транспортно-заготовительных расходов):
(1000 + 5000) 100;
100 000 + 200 000
2 % 180 000 = 3600 руб.;
2 % * 10 000 = 200 руб.
Т а б л и ц а 1.
Бухгалтерские записи по учету материалов
№
опе-
рации
Операция
Сумма,
тыс. руб.
Корреспонди
рующие счета
дебет
Кредит
1
2
3
4
5
Акцептованы расчетные документы поставщиков за поступившие основные материалы по средним покупным ценам (без НДС):
Сахар-песок
7 000
Соль
3 000
Прочие основные материалы
190 000
Итого
200 000
10-1
60
Налог на добавленную стоимость по материалам составил
40 000
19
Начислено автобазе за доставку (без НДС):
Сахара
150
Соли
2 000
Прочих основных материалов
2 850
5 000
Налог на добавленную стоимость по транспортным услугам составил
1 000
Списывается налог на добавленную стоимость по оплаченным материалам
41 000
68
Списываются материалы по средним ценам, отпущенные со склада основному производству:
Сахар
1 500
171 500
180 000
20
Списываются материалы по срредним ценам, отпущенные со склада вспомогательному производствам:
8 500
10 000
23
6
Списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам:
На основное производство
3 600
На вспомогательные производства
200
3 800
10-2
7
Оплачены счета поставщиков и автобазы
246 000
51
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10