После приемки товарно-материальных запасов акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию предприятия для учета движения товарно-материальных запасов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении операций по поступлению товарно-материальных запасов, содержащих драгоценные металлы и камни.
В случае выявления потерь материальных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения или производства, составляется акт формы № ТМЗ-4а. Оформленный документ является основанием для списания с подразделений, ответственных за сохранность товарно-материальных запасов, стоимости этих запасов и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Документ прилагается к акту о приемке товарно-материальных запасов (типовая форма № ТМЗ-4). Заполняется в двух экземплярах и подписывается комиссией и виновными лицами. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй - остается в подразделении.
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов (ф. № ТМЗ-4б) (приложение 5) применяется для учета товарно-материальных запасов, подлежащих списанию вследствие допущенной в организации порчи, боя, лома. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально-ответственных лиц потерь товарно-материальных запасов. Второй экземпляр остается в подразделении. [8]
Помещения складов должны быть изолированы, оборудованы сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик). Его принимают на работу по согласованию с бухгалтером предприятия. По установленной форме с кладовщиком заключают типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При отсутствии должности, заведующего склада его обязанности могут быть возложены на любого работника с его согласия с обязательным заключением договора о материальной ответственности.
Учет движения и остатков материалов кладовщик ведет на карточках учета товарно-материальных запасов типовой формы №ТМЗ-5. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершении операции. После каждой записи выводят остаток материальных ценностей. В результате склад предприятия располагает оперативными сведениями о состоянии запасов.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами (приложение 6). Лимитно-заборная карта используется для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов для производственных потребностей предприятия (цеха, на объекты, участки) в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем исходя из объемов производственных зданий цехов и с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на месяц, а при небольших объемах списания - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается цеху-потребителю материальных ценностей, второй - складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных запасов и выводит остаток лимита по каждому их номенклатурному номеру. В лимитно-заборной карте подразделения расписывается кладовщик, а в карте склада - представитель подразделения-получателя. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются отделом снабжения (маркетинга) в специальном реестре, копия которого направляется в бухгалтерию для контроля за своевременной сдачей карт после использования лимита. При автоматизации учета отпуска запасов лимит рассчитывается одновременно с выпиской лимитно-заборных карт с учетом использования лимитов.
Бухгалтерия предприятия в установленные сроки осуществляет проверку правильности записи и вывода остатков в карточках на складах. О проведенной сверке бухгалтер ставит свою подпись в графе 9 карточки учета товарно-материальных ценностей.
Все первичные документы со склада сдают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Приемку документов, оформляющих движение товарно-материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании реестра приемки-сдачи документов типовой формы № ТМЗ-6, составленного материально-ответственными лицами в одном экземпляре.
В конце месяца на склад из бухгалтерии передают ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе типовой формы № ТМЗ-7, в которую заведующий складом переносит остатки из карточек учета товарно-материальных запасов. После этого ведомость возвращают в бухгалтерию для таксировки и подсчета итогов по учетным группам товарно-материальных запасов и в целом по ведомости. Данные ведомостей сверяют с итоговыми записями в регистрах синтетического учета.
Таким образом, функции заведующего складом сводятся к выписке приходных складских документов, ведению карточек учета товарно-материальных запасов, участию в составлении реестров приемки-сдачи документов и записи остатков в ведомость учета остатков.
По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.
Бухгалтерия хозяйствующего субъекта осуществляет учет приобретения, наличия и расходования материалов не только в натуральном, но и в денежном выражении. [7]
Приобретение и заготовление материалов отражается в бухгалтерском учете на основании приходных документов и платежных требований поставщиков по кредиту счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на котором осуществляются синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками.
Со склада в бухгалтерию поступают все приходные и расходные документы. После всесторонней их проверки, прежде всего, производят оценку принятых и отпущенных материалов по учетной цене (таксировка документов). Проверенные документы подвергают раздельной группировке в трех направлениях, отраженных на рисунке 2.
Документы
Приходные
Расходные
1. По складам и материально ответственным лицам
2. По группам или видам материалов
3. По поставщикам и другим источникам поступления
3. По объектам калькуляции и объектам других затрат
Рисунок 2 - Группировка приходных и расходных документов бухгалтерией предприятия
Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтерии совмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 или в заменяющих его компьютерных распечатках.
Группировка документов по складам и материально-ответственным лицам, а также группам или видам материалов осуществляется составлением накопительных ведомостей, которые ведутся раздельно по приходу и расходу, отдельно для каждого склада. В конце месяца в накопительных ведомостях по приходу и расходу выводят итоги по группам материалов, синтетическим счетам и складу в целом, а в накопительных ведомостях по приходу, кроме того, остаток материалов, переходящий на следующий месяц.
Накопительные ведомости по приходу и расходу материалов содержат необходимые данные для заполнения ведомости № 20 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)», содержащей два раздела. Данные первого раздела позволяют получать информацию о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, на основе которой определяется сумма и средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений (+, -), а также сумма транспортно-заготовительных расходов (отклонений) на остаток материалов, подлежащая списанию.
Во втором разделе, на основании данных накопительных ведомостей или отчетов об остатках и движении материальных ценностей, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с главной книгой по счетам подраздела 20 «Материалы».
Средний процент транспортно-заготовительных расходов или средний процент отклонений фактической себестоимости материалов от учетной стоимости по каждому синтетическому счету определяется по следующей формуле:
Средний процент ТЗР =______(ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) х 120
Остаток материалов на начало месяца +
+ поступление материалов за месяц
- по учетным ценам.
Группировку израсходованных материальных ценностей по объектам калькуляции выполняет производственный отдел бухгалтерии на основе первичных документов или путем распределения пропорционально нормативному расходу материалов на фактический выпуск продукции. На основе полученной группировки производится списание материальных ценностей по учетной стоимости и доле транспортно-заготовительных расходов или отклонений (+, -) на соответствующие счета и объекты калькуляции. [11]
В таблице 3 приведены корреспонденции счетов по учету движения материалов.
Таблица 3 - Корреспонденции счетов по учету движения материалов
№ п/п
Содержание операции
Корреспондирующие счета
дебет
кредит
1
2
3
4
Поступление материальных ценностей
Стоимость поступивших и оприходованных материальных ценностей согласно расчетным документам поставщиков (без НДС), состоящих на учете по НДС в Республике Казахстан
201 - 206, 208, 222
671
на суммы, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС
331
Расходы по заготовке и доставке материальных ценностей (без НДС):
а) оплата тарифов (фрахта) за провоз грузов всеми видами транспорта:
б) доставка и разгрузка материальных ценностей на складах предприятия сторонними предприятиями;
в) командировки по непосредственному заготовлению материальных ценностей.
на суммы НДС, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС, в части расходов по заготовке материальных ценностей
671, 333, 687
Претензии, предъявленные поставщикам после акцепта (оплаты) расчетных документов на поступившие материальные ценности в связи с:
несоответствием качества, завышением цен, выявленным в документах;
арифметическими ошибками;
334
недостачей в пути (сверх норм естественной убыли) по вине транспортных предприятий, а также недогрузом поставщиками;
недостачей в пути (сверх норм естественной убыли) по вине материально ответственного лица, сопровождающего груз.
Оприходование поступивших на склад материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами (без НДС)
333, 687
на суммы НДС, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры, предоставленные подотчетными лицами
5
Принятие на учет материальных ценностей собственного производства
201 206
900
6
Оприходование на склад готовой продукции собственного производства
221
7
Принятие на учет материальных ценностей на затраты производства, но фактически не использованных (возврат из производства)
201 - 206, 208
126, 901, 921, 931, 951
8
Оприходование отходов производства по ценам возможного использования
9
Оприходование материальных ценностей, полученных безвозмездно от других предприятий, от ликвидации основных средств
727
10
Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
201 - 206 208, 222
11
Дооценка материальных ценностей
543
12
Взаимный зачет излишков и недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
201 - 206, 208, 221, 222
Выбытие материальных ценностей
Отпуск материальных ценностей цехам основного производства
901
201 - 206
Отпуск материальных ценностей цехам вспомогательного производства
921
Списание материальных ценностей, использованных на накладные расходы
931
201 -206, 208
Списание материальных ценностей, использованных в социальной сфере
941
Списание стоимости материалов, использованных на исправление брака
951
Списание стоимости материальных ценностей, использованных на общие и административные расходы
821
Списание стоимости материальных ценностей, использованных на расходы по реализации товаров (работ, услуг)
811
Списание фактической себестоимости материальных ценностей, реализованных на сторону
845
Списание себестоимости реализованной, готовой продукции (работ, услуг)
801
Списание себестоимости реализованных товаров, приобретенных для продажи
802
222
Списание стоимости материальных ценностей, переданных другим предприятиям безвозмездно
Уценка материальных ценностей
13
Списание стоимости материальных ценностей, потребленных при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясения, наводнения, селя и т. д.)
861, 862
14
Взаимный зачет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации
15
Списание недостач и порчи материальных ценностей, выявленных при инвентаризациях независимо от причины возникновения:
списание недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;
126, 821, 935
списание недостачи сверх норм убыли, потерь от порчи ценностей, хищений на виновное лицо;
333
списание недостачи сверх норм убыли, потерь от порчи ценностей, а также хищений при отсутствии конкретных виновников и в случае, когда судом отказано во взыскании с материально ответственных лиц вследствие необоснованности исков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18