--------+--------- ----------+--------- ----------+---------
Сн =600¦ Сн = 1600¦ Сн = 2000¦
¦ ¦ ¦
51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
счета" поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
-------T--------- --------T--------- --------T---------
Дебет ¦ Кредит Дебет ¦ Кредит Дебет ¦ Кредит
-------+--------- --------+--------- --------+---------
Сн = ¦ ¦Сн = 1000 Сн = 0 ¦Сн = 300
53 000¦ ¦ ¦
(Первые четыре счета активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)
Предположим, что мы уже владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности сделали следующие бухгалтерские проводки:
1. Д 50 - К 51 1 700 руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;
2. Д 10 - К 60 2 500 руб. - получены материалы от поставщика;
3. Д 20 - К 10 1 400 руб. - материалы направлены в производство;
4. Д 60 - К 51 2 500 руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;
5. Д 60 - К 50 1 200 руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;
6. Д 10 - К 60 1 000 руб. - получены материалы от поставщика;
7. Д 50 - К 51 3 000 руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;
8. Д 71 - К 50 1 600 руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;
9. Д 10 - К 71 600 руб. - получены материалы от подотчетного лица;
10. Д 50 - К 71 500 руб. - возвращено в кассу подотчетным лицом;
11. Д 51 - К 50 400 руб. - сдана наличная выручка в банк из кассы.
Разнесем эти проводки по соответствующим счетам.
Примечание. При разнесении бухгалтерских проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции. Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.
10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
производство"
----------T--------- ----------T--------- ----------T---------
Дебет ¦ Кредит Дебет ¦Кредит Дебет ¦Кредит
----------+--------- ----------+--------- ----------+---------
Сн = 600 ¦ Сн = 1600¦ Сн = 2000¦
+--------- +--------- ----------+
2) 2500 ¦3) 1 400 3) 1400 ¦ 1) 1700 ¦5) 1 200
+--------- ----------+--------- ----------+
6) 1000 ¦ Од = 1400¦Ок = 0 7) 3000 ¦8) 1 600
9) 600 ¦ Ск = 3000¦ 10) 500 ¦11) 400
----------+--------- ¦ ----------+---------
Од = 4100¦Ок = 1400 Од = 5200 ¦Ок = 3200
----------+--------- ----------+---------
Ск = 3300¦ Ск = 4000 ¦
¦ ¦
-----------T--------- ----------T--------- ----------T---------
Дебет ¦Кредит Дебет ¦Кредит Дебет ¦Кредит
-----------+--------- ----------+--------- ----------+---------
Сн = 53000¦ ¦Сн = 1000 Сн = 0 ¦Сн = 300
-----------+ ----------+ ----------+
11) 400 ¦4) 2 500 4) 2500 ¦2) 2 500 8) 1600 ¦9) 600
-----------+ ----------+ ----------+---------
¦1) 1 700 5) 1200 ¦6) 1 000 ¦10) 500
¦7) 3 000 Од = 3700¦Ок = 3500 Од = 1600¦Ок = 1100
Од = 400 ¦Ок = 7200 ¦Ск = 800 Ск = 200 ¦
-----------+--------- ¦ ¦
Ск = 46200¦
Следует обратить внимание на сальдо по активно-пассивному счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Начальное сальдо было пассивное, а конечное стало активным. Это означает, что на начало периода предприятие было должно подотчетным лицам за полученные от них материальные ценности 300 руб. Т.е. при приобретении ценностей подотчетным лицам пришлось доплатить из собственных средств. В конце периода остался долг за подотчетными лицами в размере 200 руб. Они должны будут внести эту сумму в кассу.
Примечание. Ситуация по расчетам с подотчетными лицами, приведенная выше, условна. В настоящее время нормативные бухгалтерские акты требуют полного расчета с подотчетными лицами на конец расчетного периода.
Очевидно, что по наименованию каждого счета, развернутого в виде таблицы, и по его количественному изменению можно в конце отчетного периода получить определенное представление об осуществленной деятельности и ее финансовом результате.
Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью счетов носит название бухгалтерской проводки, например:
Д 70 - К 50 - выдана заработная плата,
где: по кредиту - счет 50 "Касса", по дебету - счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Актив Пассив
----------------------------¬
¦ 50 "Касса" +--¬ - 200
L---------------------------- ¦
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5