- определены возможности использования материалов на другие цели или ил продажи;
- составление акта на списание материалов;
- представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
- осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
В акте на списание материалов указывается:
Ш наименование списываемых материалов и их отличительные признаки;
Ш количество;
Ш фактическая себестоимость;
Ш установленный срок хранения;
Ш дата (месяц, год) поступления материалов;
Ш причина списания;
Ш информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц;
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях, или подлежащие сдаче в виде отходов приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.
3.4. Учет материалов в бухгалтерской службе.
Все первичные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные сроки. Бухгалтерская служба организации принимает и проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.
При обнаружении операций (расходов), не соответствующих законодательству РК и правилам бухгалтерского учета, лицо, осуществляющее учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По недооформленным документам применяются меры к их дооформлению либо такие документы возвращаются соответствующим складам и подразделениям до их надлежащего оформления. После проверки первичные документы таксируются, то есть определяется сумма ( денежная оценка) операций путем умножения количества на цену.
Обработка первичных учетных документов по учету материалов АО «Уральскоблгаз» ведет с помощью средств вычислительной техники.
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования, групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляется оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. В оборотных ведомостях указывается:
Ш номенклатурный номер материала;
Ш наименование материала с указанием отличительных признаков;
Ш единица измерения;
Ш цена;
Ш остаток на начало месяца;
Ш приход за месяц;
Ш расход за месяц;
Ш остаток на конец месяца.
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу.
На основе оборотных ведомостей составляется сводная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом.
В АО «Уральскоблгаз» в ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов, по количеству и сумм. Ведомости составляются в 2 экземплярах для бухгалтерской службы и склада (подразделения).
Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе ведется синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их по складам и группам материалов.
Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов ежемесячно, по каждому складу, подразделению. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и расходу материалов.
Ежемесячно составляется сводная ведомость движения материалов, в которую переносятся все итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениям.
В сводных ведомостях движения материалов приводятся так же данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, то есть с оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами).
3.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей средствами «1С: Бухгалтерия» 7.7 на АО «Уральскоблгаз»
Важным средством контроля за использованием товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете является периодическое проведение инвентаризации. Сроки и порядок проведения инвентаризации определяется положением о бухгалтерском учете и учетной политикой предприятия. Смысл инвентаризации сводится к сравнению фактического остатка товарно-материальных ценностей с остатками по учетным документам. В случаях отклонений излишки или недостачи товарно-материальных ценностей учитываются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Рассмотрим возможность отображения результатов инвентаризации средствами «1С: Бухгалтерии». После проведения инвентаризации её результаты отражаются в инвентаризационной ведомости. Для сверки её результатов с данными учета в программе «1С: Бухгалтерия» предусмотрен специальный документ, в который должны быть внесены данные инвентаризационной ведомости и данные учета.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
Шаг 1. Открыть журнал «Инвентаризация» из группы журналов «общего назначения»
Шаг 2. Клавишей Insert вести новый документ. В результате на экран выводится диалоговое окно, в которое необходимо внести необходимые данные.
Шаг 3. В поле «Вид ТМЦ» выбрать из выпадающего списка материалы, товары или фиксированные активы. Следует отметить, что если инвентаризация проводилась комплексная, то её результаты должны быть введены в программу тремя документами «Инвентаризация»- на каждый вид ТМЦ свой документ.
Шаг 4. В поле «Счет учета» из выпадающего списка необходимо выбрать счет учета конкретного ТМЦ или «[(….)] По всем счетам», (если необходимо произвести учет по всем счетам данного вида).
Шаг 5. В разделе «Проводить инвентаризацию» по «в поле Склад» необходимо выбрать склад, по которому производится инвентаризация.
Шаг 6. В разделе «Счет отнесения недостач» необходимо в поле «Счет» выбрать счет бухгалтерского учета, на который необходимо относить недостачи, а так же выбрать конкретное субконто, соответствующие данному счету.
Шаг 7. Аналогично в разделе «Счет оприходования излишков» необходимо выбрать счет бухгалтерского учета и соответствующие этому счету субконто.
Шаг 8. Щелчком мыши переходим во вкладку «Табличная часть».
Шаг 9. Щелкаем кнопку «Записать» в нижней части диалогового окна.
Шаг 10. Щелкаем кнопку «Заполнить». В результате в табличной части появится список ТМЦ по выбранному складу.
Шаг 11. Если фактического количество какого-либо ТМЦ не совпадает с учетным, то следует выделить его и нажать Shift + Enter и вести фактическое значение. Зафиксировать ввод клавишей Enter.
Шаг 12. При необходимости можно вывести на печать Инвентаризационную опись или сличительную ведомость. Для этого щелкнуть кнопку «Печать» и выбрать нужный документ. После чего отправить на принтер из меню «Файл» командой «Печать».
Шаг 13. Закрыть диалоговое окно кнопкой ОК.
Шаг 14. На предложение сохранить документ щелкните «Да»
Шаг 15. В результате документ сформирует бухгалтерское проводки по списанию недостачи в подотчет материально-ответственного лица, или по оприходованию ТМЦ.
3.6 Сущность, цели, источники аудита.
Сущность аудита ТМЗ заключается в экспертизе учета движения ТМЗ на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета ТМЗ, соответствие хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и точности отражения отчетности по учету движения ТМЗ.
Основной целью аудита ТМЗ является установление правильности ведения учета их; получение точных сведений о наличии и движении ТМЗ и соблюдении установленных нормативов их производственного потребления; выявление и реализация ненужных предприятию ТМЗ с целью мобилизации материальных ресурсов.
Программа аудиторской проверки ТМЗ состоит из нижеперечисленных пунктов:
1. Проверка правильности отражения в балансе;
2. Проверка наличия и сохранности ТМЗ;
3. Проверка складского учета и обеспеченности предприятия ТМЗ на последнюю отчетную дату.
4. Проверка правильности оформления первичных документов по движению ТМЗ;
5. Проверка полноты и своевременности оприходование поступивших ТМЗ и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей.
6. Проверка обоснованности операций по отпуску ТМЗ на изготовление готовой продукции и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.
7. Определение метода оценки ТМЗ
8. Проверка правильности документального оформления и осуществления бухгалтерских записей по операциям, связанных с передачей на переработку и реализацией ТМЗ сторонним организациям.
9. Проверка своевременности и правильности проведения инвентаризации ТМЗ.
10. Изучение актов, решений администрации и других документов на списание недостач ТМЗ сверх установленных норм естественной убыли, в следствии их порчи и уценки из-за снижения цен.
Источниками аудита являются - баланс, главная книга, журналы - ордера №6, №7, № 10 и другие учетные регистры. Необходимо установление тождества между вышеперечисленными регистрами, а также важно убедиться в соответствии синтетической и аналитической информации.
При проверки соответствии фактического наличия ТМЗ учетным данным необходимо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы ТМЗ по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения (например, наиболее дорогостоящие или дефицитные), и группы для выборочной проверки.
Важно обратить внимание на соблюдение порядка хранения товарно-материальных запасов на складах, на соответствии мест хранения условиям сохранности отдельных видов ТМЗ.
Поскольку отдельные виды ТМЗ имеют свои особенности как в натуральной форме, так и в осуществлении их учета.
3.7. Порядок проведения аудита
Чрезвычайно велико значения аудиторской проверки ТМЗ.
Проверку наличия и сохранности ТМЗ аудитор следует начать с обследования складского хозяйства и проведение их инвентаризации.
При обследовании складского хозяйства необходимо обратить внимание на состояние и правильное использование складских помещений и измерительных приборов; эффективность работы контрольно-пропускного пункта; наличие пожарной и охранной сигнализации; соблюдение установленных правил приемки, отпуска и хранение ТМЗ; подбор и расстановку материально ответственных лиц, заключение с ними договоров о полной материальной ответственности, наличие залежных, некомплектных и испорченных материалов; правильность оформления приходных и расходных документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10