Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.
Из данных таблицы №4 видно, что в 2006 году наблюдается увеличение полной себестоимости, по сравнению с 2005 и 2004 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2006 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Соответственно их сумма в 2004 году составила 99960 рублей и 1293584 рублей, в 2005 году - 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2006 году - 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2006 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2005 и на 42015, чем в 2006 годах. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.
Таблица № 5 . Структура производства продукции (тыс. руб.)
Вид продукции
2004г
2005г
2006г
Отклонение2006 от 2004 в %
?
%
1.Женская верхняя одежда
36548
33,82
56213
30,55
36514
25,82
-8,00
2.Детская верхняя одежда
45876
42,45
52364
28,46
46169
32,64
-9,81
3.Мужская верхняя одежда
25640
23,73
75423
40,99
58756
41,54
17,81
Итого
108064
100
184000
141439
0
Выше приведенная таблица №5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2004 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает женская верхняя одежда 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит мужская одежда, что на 17,81% больше, по сравнению с 2004 годом. В динамики стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции.
Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:
- прибыль от продаж = Выручка от продаж - Переменные расходы - Постоянные расходы;
- рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100;
- маржинальный доход = Выручка от продаж - Переменные расходы;
- коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;
- точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.
При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики.
Таблица № 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции.(тыс. руб.)
Год производства продукции
Постоянные расходы
Переменные расходы
Выручка от продаж
Прибыль от продаж
R
Маржинальный доход
Коэф-нт марж-го дохода
Точка безубыточности
Женская верхняя одежда
2004
125000
1614036
3478073
1739036
0,50
1864036
0,54
233235,3
2005
120000
902963
3068888
2045925
0,67
2165925
0,71
170027,4
2006
250000
886625
3409875
2273250
2523250
0,74
337845,5
Детская верхняя одежда
2816070
5872140
2936070
3056070
0,52
230576,1
150000
3995040
7599240
3454200
0,45
3604200
0,47
316266
130000
3708000
7676000
3838000
3968000
251481,9
Мужская верхняя одежда
110000
9399501
21396377
11886876
0,56
11996876
196184,5
3366140
17480700
13984560
0,80
14114560
0,81
161003,3
115000
15423400
31076800
15538400
15653400
228310,3
По данным таблицы № 6 в 2004 и 2005году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода приходится на выпуск мужской верхней одежды, в 2006 году - женской. Наименьшее значение коэффициента в 2004 и 2005 годах приходилось на выпуск детской одежды, а в 2006 - на выпуск мужской верхней одежды. Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2006 году на каждые 100 рублей реализации женской одежды маржинальный доход составит 74 рубля, детской одежды - 52 рубля и мужской одежды - 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.
ПОКАЗАТЕЛЬ
условное обозначение
2006 в % к
план
факт
плану
Объем продаж:
q
31572
37143
40500
41270
130,717
111,111
101,901
куртка детская
11744
13817
15300
15352
130,720
111,110
100,340
куртка мужская
14859
17481
19423
130,715
111,109
100,000
плащ женский
4969
5846
5777
6495
130,710
111,102
112,429
Цена реализации:
P
1148
1350
1150
1500
130,662
130,435
2907
3420
3800
130,719
3519
4140
4200
4600
109,524
Себестоимость:
С
956
1125
900
1250
130,753
138,889
2295
2700
2900
3000
103,448
3251
3825
3850
4250
130,729
110,390
Прибыль:
П
16561982
19484685
23327650
21649650
92,807
3825000
88,889
2021950
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9