Рефераты. Международные стандарты аудита. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Во всех иных случаях аудиторское заключение должно быть модифицировано. Это означает, что аудиторы прибегают к:

выдаче мнения с оговоркой;

выражению мнения без оговорки, но с включением абзаца, привлекающего внимание к определенному аспекту;

выражению отрицательного мнения;

отказу от выражения мнения по финансовой отчетности.

МСА 710 касается проверки:

показателей предшествующего периода, включенных в качестве части финансовой отчетности за текущий период и предназначенных для сравнения с соответствующей информацией текущего периода,

сопоставимой финансовой отчетности, где информация за предшествующий период приводится в целях сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода.

При рассмотрения сопоставимых значений аудиторы должны определять:

соблюдена ля преемственность учетной политики в отношении сопоставимых значений либо были сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация;

согласуются ля показатели за предыдущий период с другими величинами того же периода либо были сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация.

МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзор и т. д. При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.

2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

2. 1. Цели проверки и источники информации

Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудиторской проверки расчетов по оплате труда:

- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

- соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

- оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

- оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

- проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

К источникам информации, используемой в процессе аудиторской проверки, относят документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ-статинформом Госкомстата России.

Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1), личная карточка (№ Т-2), учетная карточка научного работника (№ Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (№ Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8).

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (№ Т-49), расчетная ведомость (№ Т-53), лицевой счет (№ Т-54).

Отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма № 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Также источниками информации являются аналитические и синтетические данные по счетам: № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», № 68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»).

Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.

Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок.

2. 2. Основные законодательные и нормативные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, чч. 1 и2.

2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1, 2.

3. Инструкция о составе фонда заработной платы ив выплат социального характера (утв. Постановлением Госкомстата России № 116 от 24 ноября 2000г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Банком России).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Ф РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).

8. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждены Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26).

2. 3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:

1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям:

ь применяются ли типовые формы документов по учету личного состава;

ь личные карточки на работающих (ф. № Т-2);

ь приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);

ь приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5);

ь приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8);

ь ведутся ли на работающих трудовые книжки;

ь проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании;

ь ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени.

2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам:

ь применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ;

ь используются ли типовые формы первичных документов;

ь организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов;

ь применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда;

ь применяются ли наряды на бригаду.

3. Учет и начисление повременных и прочих видов оплат:

ь ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени;

ь проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат;

ь применяется ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы.

4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц:

ь проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний;

ь налог на доходы с физических лиц;

ь удержаний по исполнительным листам;

ь прочих удержаний;

ь применяются ли ПК для прочих удержаний;

ь проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на доходы с физических лиц.

5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний):

ь какие ведутся документы по аналитическому учету;

ь расчетно-платежные ведомости;

ь расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих;

ь применяются ли ПК для ведения аналитического учета;

ь организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.

6, 7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ:

ь имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости;

ь сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду, фонду занятости;

ь проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда;

ь применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда;

ь имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда.

8. Расчеты по депонированной заработной плате:

ь ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате;

ь производится ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности;

ь применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате.

2. 4. Программа аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.