Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
ь обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
ь содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
ь помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
ь создают общественный имидж профессии;
ь устраняют контроль со стороны государства;
ь помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
ь обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности -- это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
Ш федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
Ш внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информация.
В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.
Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, -- стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.
Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
1. 2. Основные международные аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.
Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Они открываются вводным разделом, содержащим два стандарта:
* 100 “Задания, обеспечивающие уверенность”;
* 120 “Основные принципы международных стандартов аудита”.
МСА 100 является одним из новейших международных документов, который разработан с учетом последних тенденций в современном учете и аудите. МСА 100 и МСА 120 определяют, какой уровень уверенности должны обеспечивать аудиторы в отношении выводов, представляемых клиентам по итогам выполнения различных видов работ.
В зависимости от типа оказываемой услуги международные стандарты допускают две степени уверенности -- высокую и среднюю. В любом случае уровень уверенности аудиторов в адекватности аудиторского заключения при проведении аудиторской проверки не может быть стопроцентным, но должен быть высоким. При оказании ряда сопутствующих услуг обеспечивается средняя уверенность, к примеру, при осуществлении обзорной проверки. В иных случаях предоставляется только отчет об отмеченных фактах (например, при проведении согласованных с клиентом процедур), что дает возможность пользователя отчета сделать собственные выводы на основе изложенных аудитором данных. В подобных обстоятельствах речь не идет о достижении аудиторами уверенности в достоверности исходной информации, поскольку проверочные процедуры не проводятся. Подобные отчеты могут быть предоставлены только сторонам, договорившимся о выполнении согласованных процедур, так как иные лица, не осведомленные о причинах проведения таких работ, могут неверно истолковать их результаты.
Интересы пользователей аудиторских услуг требуют включения в итоговые документы, оформляемые аудиторами, дополнительных объяснений, когда необходимо дать характеристику специфике выполненных работ, четко разграничить уровни обеспечиваемой аудиторами уверенности и обозначить ограничения точности рассмотренных данных. Такие пояснения не могут и не должны трактоваться в качестве оговорок к итоговым документам аудита или сопутствующих услуг. Они носят исключительно информативный характер и ориентированы на то, чтобы лица, знакомящиеся с выводами аудиторов, не получили ложного представления относительно уровня аудиторских гарантий по конкретному заданию.
В связи с тем что невозможно охарактеризовать все примеры работ, проводимых аудиторскими фирмами, международные стандарты приводят методику определения степени уверенности, которую в состоянии обеспечить аудиторская фирма. В основе этой методики -- рассмотрение конкретного предмета задания, оценка степени объективности критериев его измерения, планирование масштаба и направленности процедур, в результате которых может быть собран достаточный объем надежных аудиторских доказательств (данных аудита). Если рассматриваемая аудиторами информация и критерии ее оценки носят преимущественно субъективный характер и трудно поддаются количественному измерению, то уровень уверенности должен быть снижен. Речь идет, в частности, о заданиях, касающихся финансовых прогнозов.
Второй раздел МСА -- “Обязанности” -- насчитывает семь стандартов:
* 200 “Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности”;
* 210 “Условия аудиторских заданий”;
* 220 “Контроль качества работы в аудите”;
* 230 “документирование”;
* 244 “Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности”;
* 250 “Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности”;
* 260 “Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями”.
МСА 200 “Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности” называет в качестве основных принципов аудита независимость, порядочность, объективность, профессиональную компетентность и должную тщательность, конфиденциальность профессиональное поведение и следование техническим стандартам. Содержание каждого из этих принципов подробно раскрыто в Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров.
МСА 210 “Условия аудиторских заданий” характеризует данные, которые аудиторы должны предоставить клиенту в отношении предстоящего оказания аудиторских услуг. До сведения клиента необходимо довести информацию о целях и объеме аудита, принципах исчисления гонорара, ответственности сторон, планировании проверки, требовании свободного доступа к бухгалтерским записям клиента. Кроме того, могут быть затронуты такие вопросы, как привлечение внутренних аудиторов, сторонних экспертов и т. д.
МСА 220 “Контроль качества работы в аудите” посвящен вопросам организации такого контроля внутри аудиторской фирмы (тематика внешнего контроля качества здесь не затрагивается). Аудиторским фирмам предписывается применение кадровой политики, направленной на комплектацию ее персонала компетентными и опытными сотрудниками, которые могут обеспечить выполнение поручаемых им заданий с должной тщательностью. Основными принципами контроля качества аудиторской работы являются: информирование ассистентов о характере бизнеса клиента и возможных учетных проблемах, руководство и надзор за ходом их работы, а также проведение обзорной проверки результатов процедур, выполненных ассистентами аудитора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8