Рефераты. Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"

Санируемый баланс составляется тогда, когда организация находится в стадии явного банкротства. В этом случае в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. Ряд статей обычного баланса при санировании не принимаются в расчет (например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет), другие подвергаются значительной уценке (например, счета запасов).

Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации на дату ее ликвидации или закрытия вследствие реорганизации. Как и санируемый баланс, он отличается от периодических балансов оценкой статей, как правило, более низкой, чем первоначальная стоимость. Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации на дату прекращения ее деятельности и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами. В отличие от санируемого баланса в ликвидационном балансе могут быть статьи, отражающие стоимость фирмы (гудвилл), патентов и других нематериальных активов.

Определенные изменения в бухгалтерском учете организации-банкрота претерпевают критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов, их оценка в учете и отчетности.

В обычных условиях для признания в учете, т.е. для включения в бухгалтерский периодический баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и расходы должны отвечать следующим требованиям:

- высокой доли вероятности того, что организация получит или потеряет какие-то будущие экономические выгоды, обусловленные каждым из этих объектов;

- измеримости активов, обязательств, доходов и расходов с достаточной степенью точности. Если они не могут быть измерены со степенью, отвечающей принципу существенности, то не должны включаться в формы бухгалтерской отчетности, а отражаться в пояснительной записке.

Банкроту ожидать получения выгод не приходится, а дополнительные убытки ему уже не страшны. Поэтому для признания в бухгалтерском учете в этом случае, по нашему мнению, достаточно самого факта получения или потери активов, долговых обязательств, доходов и расходов.

Оценка активов, обязательств, доходов и расходов в обычных условиях деятельности организации в большинстве случаев производится по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при оприходовании или производстве объекта. В условиях банкротства, особенно на его заключительных стадиях, более распространены оценки этих объектов по текущей (восстановительной) стоимости (т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности или перехода к иной стадии банкротства) и по текущей рыночной стоимости.

Текущая рыночная стоимость имущества превалирует в оценке на стадиях санации и ликвидации организации. Она определяется на основании последних цен либо средних цен, опубликованных товарными биржами, правительственными и местными статистическими справочниками, данных о ценах производителей, организаций оптовой торговли и других доступных источников достоверной информации о ценах. По объектам, длительное время находившимся в организации, рыночная стоимость определяется путем сравнения с аналогами с учетом физического и морального износа, оцениваемого экспертами. Согласно Закону N 127-ФЗ оценка имущества должника производится независимым оценщиком.

Различия в оценке имущества организации в состоянии банкротства обязывают ее вести учет в первоначальной, восстановительной и рыночной стоимости, иначе санируемый и ликвидационный баланс составить невозможно. Одновременно возникает проблема отражения в бухгалтерском и налоговом учете разницы между этими оценками.

В условиях банкротства необходимо организовать аудит по процедурам несостоятельности:

1) предупреждение банкротства;

2) наблюдение;

3) финансовое оздоровление;

4) внешнее управление;

5) конкурсное производство;

6) мировое соглашение.

Согласно ст.9 Закона N 127-ФЗ в случае возникновения признаков банкротства руководитель организации-должника обязан направить учредителям и собственнику имущества сведения о наличии банкротства. Они должны принять все своевременные меры по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности должника. Такие же меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с организацией-должником. В бухгалтерском учете должника следует отразить обособленно не только выделенные собственником и кредиторами средства, но и эффективность их использования.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения заявления должника в арбитражном суде. При этом руководители организации-должника продолжают осуществлять свои полномочия. Задачей аудитора на этом этапе является проверка достоверности и существенности признаков банкротства, заявленных руководителями организации. Кроме обычных в таких случаях расчетов коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости и т.п. аудитор должен проверить, насколько организация обеспечена заказами, сырьем и материалами, сохранился ли ведущий персонал и т.д.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия.

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законодательством о несостоятельности порядка предъявления требований к должнику.

2. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику.

3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

3. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

4. Отменяется выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

5. Не допускается прекращение денежных обязательств путем зачета встречных однородных требований.

В бухгалтерском учете организации-должника следует полностью руководствоваться этими предписаниями, а аудитор должен проверить их исполнение.

В ходе наблюдения организация-должник на основании решения своих учредителей или собственников вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении режима финансового оздоровления. К нему прилагаются план мероприятий по такому оздоровлению и новый график погашения долговых обязательств.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки эффективности финансового оздоровления в случаях:

установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Внешнее управление вводится на срок не более чем на восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника (временный управляющий, административный управляющий) в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно Гражданскому кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то учредительными документами.

При этом термин "реорганизация" объединяет такие юридические факты как: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц.

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в условиях ликвидации и реорганизации

Ведение аудита осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Рассмотрим нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. Они в зависимости от назначения и статуса подразделяются на несколько уровней:

К первому уровню относятся:

- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004);

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

- Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г.

- Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г.

В Законе "Об аудиторской деятельности":

1) определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.