Рефераты. Информация в бухгалтерской отчетности об основных средствах: ее оценка, содержание и порядок ее формирования

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. По данным отчетности руководитель и главный бухгалтер отчитываются перед учредителями, собственниками, соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки) и иными заинтересованными организациями. Поэтому в ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организация составляет отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Состав бухгалтерской отчетности организаций определен ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете». Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливает положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) . Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций и дается такое определение отчетности: бухгалтерская отчетность -- это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Это положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и должно применяться с учетом положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) .

Составление отчетности по международным стандартам регламентирует МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» . Целью настоящего Стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего пользования с тем, чтобы достичь сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем Стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к ее содержанию. Настоящий стандарт применяется ко всем типам компаний, включая банки и страховые компании. Финансовая отчетность, по МСФО 1, представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Последний вариант бухгалтерской отчетности утвержден приказом Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н. Согласно этому приказу юридические лица (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) обязаны предоставлять годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме форм:

— бухгалтерский баланс -- форма № 1;

— отчет о прибылях и убытках -- форма № 2;

— отчет об изменении капитала -- форма № 3;

— отчет о движении денежных средств -- форма № 4;

— приложение к бухгалтерскому балансу -- форма № 5;

— отчет о целевом использовании полученных средств -- форма № 6;

— пояснительную записку;

— специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

--итоговую часть аудиторского заключения.

В соответствии с МСФО 1 полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

— бухгалтерский баланс;

— отчет о прибылях и убытках;

— отчет, показывающий либо:

-- все изменения в капитале; либо

-- изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;

— отчет о движении денежных средств;

— учетная политика и пояснительные примечания.

В России годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. МСФО 1 определяет сроки подготовки отчетности как минимум ежегодно. Но в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется, и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью причину использования периода отличающегося от одного года.

В последнее время все шире внедряются элементы рыночной экономики, и неизбежно встает вопрос о применении в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе по содержанию и порядку составления отчетности, действующий в настоящее время бухгалтерская отчетность в России, в том числе баланс, уже максимально приближена к отчетам экономически развитых стран.

Основными формами отчета выступают баланс и отчет о прибылях и убытках, остальные поясняют и расшифровывают эти формы отчетности. Бухгалтерский баланс представляет сведения об экономических ресурсах (актив) и источниках их привлечения (пассив) и позволяет оценить имущественное положение организации, ее платежеспособность и финансовую независимость от кредиторов.

В активе баланса хозяйственные средства представлены по их видам, составу и по степени участия в производственных процессах. С позиции права собственности актив баланса содержит информацию о хозяйственных средствах предприятия (это нематериальные активы, основные средства, запасы строки 110, 120, 210). Но не все средства предприятия находятся в его распоряжении. Поэтому с позиции права владения актив баланса содержит также информацию об обязательствах по возврату средств, временно находящихся в распоряжении других предприятий и лиц (это дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения строки 230, 240, 250).

Строится актив баланса в порядке возрастающей ликвидности средств сверху вниз, в прямой зависимости от скорости превращения этих средств в хозяйственном обороте в денежную форму. Так, в первом разделе актива баланса «Внеоборотные активы» показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет свою первоначальную форму, не видоизменяется, то есть ликвидность этого имущества в хозяйственном обороте самая низкая. Таким образом, в составе внеоборотных активов представлены основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование), нематериальные (неосязаемые) активы (лицензии, права на пользование, нововведения и изобретения, программное обеспечение), вложения долговременного характера, средства и затраты, используемые на восстановление внеоборотных активов.

Отчет о прибылях и убытках иллюстрирует процедуру формирования финансового результата за отчетный период в разрезе доходов и расходов, полученных (понесенных) от обычных видов деятельности и по прочим операциям. Отчет об изменениях капитала представляет информацию об источниках формирования капитала за отчетный период и причинах изменения его массы и структуры. Анализ данного отчета позволяет оценить способность экономического субъекта к самофинансированию и наращиванию капитала. Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки способности предприятия обеспечивать превышение поступлений денежных средств (приток) над платежами (отток) и дает возможность судить о степени управления денежными потоками. Приложение к бухгалтерскому балансу в табличной форме раскрывает минимально необходимые сведения о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о составе амортизируемого имущества, об источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, а также дает расшифровку отдельных видов прибылей и убытков.

Более полное раскрытие существенной информации в разрезе названных показателей должно содержаться в пояснительной записке. Структура пояснительной записки законодательно не предписана. Внешняя ее форма должна определяться требованиями ясности и наглядности, содержать сведения, позволяющие раскрыть и дополнить информацию баланса и отчета о прибылях и убытках. В пояснительной записке необходимо раскрыть основные моменты учетной политики, поскольку без понимания правил, которые применялись при формировании показателей, использование количественных методов финансового анализа теряет всякий смысл.

Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в случаях, когда отчетность экономического субъекта в соответствии с законодательством подлежит обязательной аудиторской проверке. Цель заключения -- подтвердить степень достоверности показателей, приведенных в отчетных формах.

1.2 Понятие и классификация основных средств

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету в бухгалтерской отчетности раскрывается информация об основных средствах.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

-- использование в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

-- способность приносить организации экономические выгоды (до-
ход) в будущем;

-- организацией не предполагается последующая перепродажа данных
активов;

-- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезно-
го использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение кото-рого использование объекта основных средств приносит доход органи-зации. Для отдельных групп основных средств срок полезного исполь-зования может определяться исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

К основным средствам относятся:

-- здания;

-- сооружения;

-- рабочие и силовые машины и оборудование;

-- измерительные и регулирующие приборы и устройства; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и при-надлежности;

-- рабочий, продуктивный и племенной скот;

-- многолетние насаждения;

-- внутрихозяйственные дороги;

-- прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложе-ния на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объек-ты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет необходима классификация основных средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям экономики, степени использования и по принадлежности. Согласно «Общероссийскому классификатору основных средств», утвержденному Госкомстатом РФ от 26.12.94 г. № 359 в целях единообразия в статистической отчетности, аналитический учет основных средств организуется пообъектно в разрезе сфер эксплуатации (производственная и непроизводственная), в разрезе отраслей экономики (промышленность, ЖКХ и т.д.), по видам (здания, сооружения, машины и др.), по группам и подгруппам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.