В настоящее время развиваются рекомендации по уточнению бухгалтерской отчётности предприятий с целью интеграции финансовых показателей в систему счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и др. формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства.
Бухгалтерская (финансовая.) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации. Бухгалтерский учёт отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского учёта составляются, по установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными фондами и расчётные ведомости по расчётам с государственными внебюджетными социальными фондами.
Бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим требованиям: формироваться в системном (бухгалтерском) учёте. быть не только достоверной, но и значимой, что позволит использовать её для влияния на результат принимаемого решения, иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи.
В бухгалтерских отчётах не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие отчёт, с указанием даты исправления.
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Постановлением Правительства от 5 декабря 1991 года №35 установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: учредительные документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью.сведения по установленным формам отчётности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и др. платежей, сведения о численности,составе работающих, их заработной плате и условиях труда, несоблюдении условий труда.
И кроме того, публикуемая бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке и подтверждению её достоверности независимым аудитором. Эта норма закреплена в части первой Гражданского кодекса, Федеральном законе об акционерных обществах постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года №1355 “Об основных критериях (системы показателей)деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке “(с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1993года№408
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса.
2.1. Подготовительные работы к составлению баланса.
Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты - и квартальный и годовой - являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течении года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.
Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:
первый этап - подготовительная работа;
второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.
Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:
а) разработка плана работы по составлению отчётности.
б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта.
в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.
Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учёта и отчётности является закон “О бухгалтерском учёте “№ 129ф3 от 21.1996, статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих рекомендации о ведении учёта на отдельных его участках по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта. К ним относятся: Гражданский кодекс (часть 1и 2), закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 2118 - 1 от 27 декабря 1991 года и др.
2.1. а) разработка плана работы по составлению отчётности.
Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.
В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.
Рассмотрим примерный план работ по составлению годового отчета.
План работает по составлению годового отчета
за 1998 год на ОАО “Симбирск - спирт “
Содержание работы
Срок исполнения
Исполнители
1. Проверка правильности
отражения в учете результатов
инвентаризация денежных средств,
материальных средств,
материальных ценностей и расчетов
проведенных в течении года.
2. Инвентаризация основных
средств и расчетов и д.р.
20 октября
по плану инвентаризационная
Зам. Главного
бухгалтера
инвентаризации комиссия
3. Проверка правильности распределения работ и услуг вспомогательных производств между основным производством и ТКХ, отражение в учете результатов проверки
25 декабря.
Бухгалтер отдела производств
4. Завершение учетных записей по операциям за декабрь
10-12 января
5. Заключение балансовых счетов в аналитических и синтетических учетных регистрах и составление проверяемого баланса на 1 января
25 января
Главный бухгалтер,
зам. главного бухгалтера
6. Исчисления себестоимости работ и услуг спиртовых производств.
20 января
Главные бухгалтеры спиртзаводов
7. Распределение кален - затрат
10 января
Бухгалтеры основного производства.
8. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
9. Исчисление себестоимости продукции
10. Заполнение форм годового отчета в установленные сроки, других форм и взаимоувязка показателей отчетности.
25 февраля
Главный бухгалтер
Зам. главного бухгалтера
После разработки плана работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки началам отдельных работает по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.
2.1.б) Инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчета.
Основной задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98) и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусмотрено перед составлением годовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств. Согласно Приказа Минфина РФ от 9.12.98 №60-Н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31ю12ю98 г. №1673 введено в действие 1.01.99 г. Положение по бухгалтерскому учету “ Учетная политика организации” (ПБУ 1.98), где один из способов введения бухгалтерского учета является организация инвентаризации.
Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года. ( полнота отражения);
записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов. (обоснованность отражения);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11