При определении эффективности особое внимание уделяют оценке рентабельности организации. Чем больше показатели рентабельности, тем надежнее организация, тем больше у нее шансов для развития т.е. расширения деятельности, материального стимулирования. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходности направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования.
Рентабельность - это синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определённый период и является обязательным элементом анализа доходов и прибыли. При этом измеряется доходность организации с различных позиций. Для анализа используются показатели первой и второй группы - это показатели рентабельности продукции и продаж. Они отражаются в отчётности организации (форма № 2).
Для расчётов используем формулы рентабельности продаж которая рассчитывается как соотношение прибыли от реализации к объёму реализации; рентабельности затрат которая рассчитывается отношением прибыли от реализации к себестоимости реализованных товаров; рентабельности активов которая рассчитывается как соотношение прибыли за отчетный период к средней стоимости совокупных активов.
На практике уровень рентабельности деятельности торговой организации обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли (прибыли отчетного периода), а только по прибыли от реализации, так как операционные и внереализационные доходы и расходы не находятся в прямой зависимости от изменения реализации товаров (таблица 3.9).
На основании расчетов произведенных в таблице 3.9 можно сделать следующие выводы, что в 2004 году Октябрьское райпо получила прибыли 209 млн.р. и 262 млн.р. прибыли за отчетный период.
Таблица 3.9
Динамика рентабельности (убыточности) по Октябрьскому райпо за 2003-2004 гг.
Показатели
2003г.
2004г.
Отклонение (+;-) или темп роста (снижения), %
1
2
3
4
1.Выручкаот реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.
10290
14900
144,8
2.Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.
8287
12073
145,69
3.Прибыль (убыток) от реализации, млн. р.
-62
209
-
4.Прибыль (убыток), за отчетный период, млн.р.
42
262
623,81
5.Средняя стоимость активов, млн.р.
4669
5219
111,78
6.Показатели рентабельности(убыточности):
6.1.Рентабельность(убыточность) продаж, %
-0,603
1,403
2,006
6.2.Рентабельность (убыточность) затрат, %
-0,748
1,731
2,479
6.3.Рентабельность (убыточность) активов, %
0,899
5,020
4,121
Рентабельность продаж свидетельствует о том, что в 2004 году доля прибыли от реализации в выручке составила 1,4%. В 2004 году со 100 рублей расходов было получено прибыли от реализации в сумме 1,731 рублей. В 2004 году со 100 рублей использованных активов было получено прибыли в сумме 5,020 рублей
за счет роста расходов на реализацию рентабельность продаж снизилась на 3,711%
На следующем этапе анализа проведем факторный анализ рентабельности, т.е. оценим как влияют факторы на рентабельность продаж и рентабельность активов (таблица 3.10;3.11;3.12).
Таблица 3.10
Расчет факторов на рентабельность(убыточность) продаж Октябрьского райпо за 2003 - 2004 гг.
Отклонение(+;-)
Подстановки
Влияние факторов
1-я
2-я
1.Выручка от реализации, млн.р.
4610
0,187
2.Валовая прибыль, млн.р.
2003
2827
824
5,53
3.Расходы на реализацию, млн.р.
2065
2618
553
-3,711
4.Рентабельность (убыточность) продаж, %
-0,416
5,114
По данным таблицы 3.10 свидетельствуют о том, что в 2004 году роста выручки от реализации на 4610 млн.р. способствовал увеличению рентабельности продаж на 0,187%.В 2004 году за счет роста суммы валовой прибыли на 824 млн.р. рентабельность продаж возросла на 5,53%. В 2004 году
Данные таблицы 3.11 свидетельствуют о том, что в 2004 году рост прибыли за отчетный период на 220 млн.р. привел к повышению рентабельности активов на 4,712%. Увеличение средней стоимости внеоборотных активов на 229 млн.р. повлекло снижение рентабельности активов на 0,262%. Рост оборотных активов на 321 млн.р. привел к снижению рентабельности на 0,329%.
Таблица 3.11
Расчет факторов на рентабельность(убыточность) активов Октябрьского райпо за 2003 - 2004 гг.
1.Прибыль за отчетный период, млн.р.
220
4,712
2.Внеоборотнве активы, млн.р.
3086
3315
229
-0,262
3.Оборотные активы, млн.р.
1583
1904
321
-0,329
4.Рентабельность (убыточность) активов, %
5,611
5,349
Далее оценим влияние рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов на изменение рентабельности активов (табл. 3.12)
Таблица 3.12
Расчет факторов на рентабельность(убыточность) активов Октябрьского райпо за 2003 - 2004 гг.(двухфакторная модель Дюпона)
Расчет влияния факторов
1.Рентабельность (убыточность) продаж,%
Ѕ*2,006*(2,2+2,9)=5,1
2.Коэффициент оборачиваемости, раз
2,2
2,9
0,7
Ѕ*0,7*(-0,603+1,403)=0,3
3.Рентабельность (убыточность) активов, %.
-1,33
4,07
5,4
Данные таблицы 3.12 свидетельствуют о том, что в 2004 году за счет роста рентабельности продаж на 2,006% возросла и рентабельность активов на 5,1%. За счет роста коэффициента оборачиваемости на 0,7 раз рентабельность активов увеличилась на 0,3%;
Таким образом можно сделать вывод, что по данным за 2003-2004 гг. Октябрьское райпо в целом сработало рентабельно.
Заключение
В современных условиях одним из основных требований успешного функционирования организаций является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования для удовлетворения социальных и экономических интересов и осуществления расширенного воспроизводства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16