Рефераты. Бухгалтерская отчетность организаций: состав, содержание и использование в анализе

Вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется прогнозный анализ.

Сравнительный анализ - это может быть внутрихозяйственное сравнение показателей по дочерним фирмам, подразделениям, цехам и сравнение показателей организации с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и, если это возможно, со средними общеэкономическими данными.

Аналитическая группировка - группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

С помощью факторного анализа можно выяснить причины изменения того или иного финансового показателя.

Все названные методы используются для изучения различных финансовых показателей, которые представляются организацией в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другими словами, основным источником информации для финансового анализа является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

1.4 Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н. В соответствии с указанным документом бухгалтерская отчетность определяется как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Анализ, осуществленный на основе недостоверной отчетности, даст неверные ориентиры пользователям информации при принятии необходимых решений. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Но в реальной ситуации, при большом количестве разнообразных видов деятельности и операций, не всегда соблюдение единых правил может обеспечить достоверность и полноту бухгалтерской отчетности. Поэтому ПБУ 4/99 впервые дает возможность отечественному бухгалтеру - специалисту выразить собственное мнение по достоверности и полноте отражения финансового состояния и финансовых результатов: "Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил".

Все отступления от установленных правил бухгалтер должен объяснить в пояснительной записке. Отсюда следует, что аналитик приступая к исследованиям показателей отчетности должен внимательнейшим образом изучить данный документ.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть, исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Таким образом, отчетность может служить информационной базой финансового анализа для различных целей.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения, а аналитик при сравнительном анализе показателей за различные периоды - учесть все эти изменения.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аналитик при проведении горизонтального анализа должен внимательно ознакомиться с причинами корректировки и учесть методику корректировки при формировании своих выводов.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операций должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации, подписана руководителем и главным бухгалтером организации (бухгалтером, бухгалтером-специалистом специализированной организации).

Существующая нормативная база позволяет сформировать достоверную и полную информационную базу - бухгалтерскую (финансовую) отчетность для финансового анализа. Но для того, чтобы эффективно ей воспользоваться аналитик, помимо владения аналитическими методами, должен знать правила формирования финансовых показателей, понимать сведения пояснительной записки. Кроме того, он должен учитывать тот факт, что в различных организациях одни и те же показатели могут формироваться по-разному из - за особенностей учетной политики экономических субъектов.

2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Содержание бухгалтерского баланса

Финансовое положение любого экономического субъекта, самостоятельно ведущего учет, на конкретный момент времени отражает бухгалтерский баланс. Более конкретно бухгалтерский баланс отражает активы и пассивы (капитал и обязательства) организации на определенный момент времени.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4\99) в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Пример бухгалтерского баланса представлен в Приложении 1.

Важнейшими статьями внеоборотных активов являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, доходные вложения в материальные ценности и долгосрочные финансовые вложения.

В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относятся следующие объекты:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы.

По статье "Основные средства" бухгалтерского баланса отражаются внеоборотные активы в виде зданий, сооружений, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей и других аналогичных объектов, используемых свыше 12 месяцев (ПБУ 6/01).

По статье "Незавершенное строительство" показывается стоимость незаконченного строительства, осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способом.

В качестве доходных вложений в материальные ценности в бухгалтерском балансе отражается имущество организации, имеющее материально-вещественную форму (здания, оборудование и др.), предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода (аренда).

К долгосрочным финансовым вложениям относят долгосрочные инвестиции в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, вклады организации-товарища по договору простого товарищества (ПБУ 19/02).

В разделе "Оборотные активы" отражаются средства организации, используемые ею, как правило, в течение одного года.

В подразделе "Запасы" отражаются остатки активов, используемых в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи; предназначенных для продажи (готовая продукция, товары, товары отгруженные); используемых для управленческих нужд организации (ПБУ 5/01).

Кроме того, в подразделе "Запасы" особо выделяются затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов. Незавершенное производство - продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Расходы будущих периодов - расходы, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежащие погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки в течение срока, к которому они относятся.

По статье "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" отражается налог на добавленную стоимость, относящийся к приобретенным ценностям, еще не предъявленный бюджету к зачету.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.