Таблица 12 - Показатели производства готовой молочной продукциив Краснодарском крае (в пересчете на цельномолочную продукцию)
Показатели
Годы
2004 г. в % к 1990 г.
1990
1995
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Объемы производства, тыс.т
834,0
234,8
255,0
287,4
365,0
401,9
437,6
473,2
503,5
60,4
То же - в % к 1990 г.
100
28,2
30,6
34,5
43,8
48,2
52,5
56,7
Составлено и рассчитано по данным справочников: "Промышленность России 2002", с.324; "Молочная промышленность 2005", № 3, с.10 [19].
2.3. Маркетинговая концепция ЗАО "Новоясенское"на среднюю и долгосрочную перспективу
Приведенные факты обусловливают однозначное заключение о том, что для наращивания объемов производства сырого молока в Краснодарском крае, а затем и в виде готовых к потреблению молокопродуктов промышленного изготовления весьма перспективна и эффективна концепция маркетинга, ориентированная на достижение стратегического прорыва конкретного агропредприятия на региональном молочном рынке. Именно такую концепцию выбрало для себя ЗАО "Новоясенское" Староминского района.
Проанализировав результаты и тенденции развития производственно-финансовой деятельности предприятия, его специалисты пришли к выводу: если не предпринять крупномасштабных мер инвестиционного характера, способных вывести предприятие на мировой уровень конкурентоспособности его наиболее перспективной товарной продукции, хозяйство, как и многие другие сельхозпроизводители, неизбежно будет утрачивать платежеспособность, не сможет приближать зарплату работников к приемлемому уровню.
Анализ показал, что из всех отраслей, развиваемых предприятием, - выращивание зерновых культур и молодняка КРС для продажи на мясо, а также производство молока, - ключевой отраслью является молочное животноводство. Именно в этой отрасли предприятие в наибольшей мере сохранило потенциал роста. Удои коров в хозяйстве все последние годы растут, как и валовое производство молока. Хозяйство располагает сельхозугодиями, достаточными для заготовки необходимого количества высококачественных кормов. При этом спрос молокозаводов края на молочное сырье, поставляемое предприятием, каждый год возрастает, как увеличиваются и закупочные цены на молоко, особенно высокого качества.
Указанные обстоятельства послужили предпосылкой для концепции маркетинга, ориентированной не менее чем на двукратное увеличение объемов товарной продукции, уменьшение ее производственной себестоимости, доведение качества производимого молока до европейских стандартов.
Этим, согласно рассматриваемой концепции, и будет обеспечен стратегический прорыв предприятия на молочном рынке края. На долю предприятия придется не менее 10 % общего объема высококачественного сырья, поставляемого крупными хозяйствами молочной промышленности Староминского района. При этом себестоимость реализуемого по наиболее высоким ценам молока окажется сравнительно низкой, что обеспечит от его продажи получение прибыли, существенно превышающей ее нынешние размеры от продажи зерна при рентабельности, сопоставимой с нынешней рентабельностью пшеницы, как это уже достигнуто в ряде лучших молокопроизводящих предприятий ЮФО и некоторых других соседних регионов.
3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙЗАО "НОВОЯСЕНСКОЕ" В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТАМОДЕРНИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Бухгалтерская оценка имущественного состоянияЗАО "Новоясенское"
Главным видом имущества (активов), которым в обязательном порядке должно располагать сельскохозяйственное предприятие, являются используемые им сельхозугодья, прежде всего пашня [13, 14, 16]. При этом не столь важно, находятся ли эти земельные угодья в частной собственности предприятия или арендуются им на длительный срок (не менее 10 лет) на достаточно выгодных условиях [29].
ЗАО "Новоясенское" собственной земли пока не имеет. Общество арендует ее у собственников земельных долей - бывших работников племхоза (часть их работает на предприятии и сегодня), а также у его пенсионеров и работников социальной сферы станицы Новоясенской, получивших, согласно законодательству первой половины 1990-х годов, право на землю. Договора аренды, заключенные Обществом с собственниками земельных долей, долгосрочные и не столь обременительные для предприятия. Оно должно без оплаты передавать арендодателям до 10 % собранного зерна, 5 % маслосемян и 5 % сахара, полученного с сахарного завода.
Об относительной прочности земельных отношений предприятия можно судить по данным табл.11. Она составлена на основе показателей, извлеченных из таблиц-приложений формы № 9-АПК специализированной бухгалтерской отчетности обследованного предприятия за 2003, 2004 и 2005 гг. (см. приложения 3, 4, 5).
Из табл.11 видно, что общая площадь используемых ЗАО "Новоясенское" сельхозугодий в изученные годы изменилась незначительно или вообще не изменилась. Площадь пашни (она же посевная площадь) составляла в 2003-2005 гг. несколько больше 4400 га, что по масштабам Кубани характеризует предприятие как относительно среднее. Орошаемых земель хозяйство не имеет.
Таблица 11 - Землепользование ЗАО "Новоясенское" Староминскогорайона в 2003-2005 гг., га
2005 г. в % к
2005
Площадь используемых сельхозугодий
4453
4382
4404
98,9
100,5
в т.ч. пашня
4358
97,8
100,0
Лесные массивы
154
Дороги, км
74
Источник информации: данные формы № 9-АПК ЗАО "Новоясенское" за 2003, 2004 и 2005 гг. [41, 42, 43]
Однако сама по себе земля большой ценности для производственной деятельности иметь не может. Земля должна быть соединена с капиталом, в данном случае с основными средствами, причем достаточно новыми. Их наличие в ЗАО "Новоясенское" показано в табл.12 [6, 12, 13].
Таблица 12 - Изменения в стоимости основных средствЗАО "Новоясенское" в 2003-2005 гг., тыс.руб.
1.
Остаточная стоимость основных средств (строка 120 ф.№ 1)
23174
22787
27411
118.3
120.3
2.
Первоначальная стоимость основных средств (строка 130 ф.№ 5)
42501
43606
48117
119,2
110,3
3.
Износ основных средств (стр.2-стр.1)
19327
20819
20706
107,1
99,5
4.
Процент износа(стр.3/стр.2)х100 %
45,5
47,7
43,0
94,5
90,1
5.
Процент годности основных средств (100 %-стр.4)
54,5
52,3
57,0
104,6
109,0
Составлено по данным форм №№ 1 и 5 типовой бухгалтерской отчетности предприятия за соответствующие годы [41, 42, 43].
Из табл.12 видно, что остаточная стоимость основных средств (т.е. их первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом амортизации) в основном увеличивалась. В 2005 г. она была почти на 1/5 больше, чем в 2003 г., а по сравнению с 2004 г. она выросла на 20,3 %. Это высокие темпы роста, особенно на фоне многих других предприятий, где данный показатель все последние годы уменьшался, свидетельствуя о разрушительных тенденциях в имущественном состоянии большого числа хозяйств в современной аграрной экономике страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14