Работа в читальном зале КГТУ происходит следующим образом.
Для поиска литературы по заданной теме необходимо посетить читальный зал с каталогами (аудитория Г274).Если используется картотека, то следует искать литературу в соответствующих ящиках. Если используется электронный каталог, то необходимо задать искомые параметры, а затем получить список искомой литературы.
1.4 Методология поиска литературных источников в библиотеке
Поиск литературных источников можно производить по теме (в систематическом каталоге), по автору (в алфавитном каталоге), по году издания.
Поиск по теме связан с систематизацией на основе УДК и ББК. Для этого используются специальные таблицы и консультации у дежурных библиографов (библиотекарей) в залах библиотек.
Шифры УДК в России имеют, как правило, все издания -- книги, статьи и другие публикации. Шифры ББК имеют в основном книжные издания, но именно ББК является основным классификатором для размещения и поиска изданий в библиотечных каталогах.
В начале поиска информация о возможных шифрах и авторах минимальная, но в ходе работы эта информация будет расширяться.
Если найдена хотя бы одна публикация, можно выписать её УДК и ББК и использовать их как базовые при поиске публикаций на эту тему. УДК (ББК) можно обобщать (переходя на предыдущую цифру) или детализировать (просматривая, соответствующие классификаторы). Детальные шифры обычно связаны с конкретными аспектами рассмотрения заданной темы в данной публикации. Возможно, эта конкретика не так важна и тогда следует перейти на один уровень выше. Но можно, наоборот, проверить более детальные шифры на более низком уровне.
Для расширения границ поиска следует использовать библиографические списки в конце книг (прикнижные) и статей (пристатейные). Эти источники публикаций позволяют:
сразу найти нужное издание по указанному библиографическому описанию (особенно это важно для журнальных статей и сборников статей);
по приведённому УДК и ББК классифицировать тему (иногда весьма детализировано);
по фамилии автора отыскать другие его работы в книжной форме по соответствующему каталогу;
по названию журнала найти журнал, в котором печатаются статьи аналогичной тематики;
по названию сборника статей и названию издающей его организации определить, где можно найти ещё статьи соответствующей тематики.
При составлении библиографического описания следует учитывать, какие именно библиографические сведения потребуются для книги, журнальной статьи, статьи в сборнике.
По каждому изданию делается краткая запись с отражением характера издания, его назначения, аудитории (для которой предназначена публикация -- студенты, научные работники, все интересующиеся и др.), дается оценка полноты охвата материала, наличия библиографического списка (с указанием числа названий), наличия иллюстраций, таблиц, формул. Для этого используются: аннотация самого издания; содержание (оглавление); введение и предисловие. Чем более подробно охарактеризована публикация, тем лучше.
2. Литературные источники по теме курсовой работы
2.1 Книжные издания
2.1.1 Общая характеристика книжных изданий
По теме библиографического обзора было рассмотрено 11 книжных изданий [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], изданных в период с 1994 по 2004 годы.
В рассмотренных книгах опубликованы материалы, связанные с ораторским искусством. В рассмотренных книгах имеется богатый библиографический материал, показывающий, что данная теория в эти годы бурно развивалась и соответствующие публикации появлялись в виде многочисленных книг и статей в специализированных журналах.
В Россия книги издавались в издательствах Омега-Л, Фаир, ЭКСМО-Пресс, Юнити, Флинта и др.
Объем рассмотренных книг по данной тематике весьма разнообразен и составляет от 123 с. До 326 с.
Рассмотренные книги отражают основные аспекты современного ораторского искусства и могут служить как учебными пособиями, так и источниками научной информации для студентов по соответствующей учебной дисциплине.
2.1.2 Литературные источники в виде книжных изданий
Книга [1] представляет собой попытку впервые создать целостный курс «Деловой риторики», который был бы ориентирован на творческое саморазвитие личности. Она насыщена тренинговыми упражнениями, творческими заданиями, тестами, деловыми играми. Может быть полезна преподавателям, студентам, старшеклассникам, бизнесменам, всем, кто желает овладеть правилами делового общения и ораторского мастерства.
Книга [2] представляет собой пособие, составленное проф. Д.Х. Вагановой, оно посвящено актуальной задаче современного общества - содействовать развитию и становлению Человека, способного чётко мыслить, правильно и хорошо говорить. В увлекательной форме, приводя высказывания блестящих ораторов и знаменитых деятелей различных стран и эпох, автор анализирует их, вовлекая читателя в размышления о самом себе, показывая, как надо поступать и выражать свои мысли. И всё это в форме занимательных игр, заданий и упражнений.
Пособие предназначено не только для преподавателей и учеников школ, лицеев, гимназий, вузов, но и для индивидуально изучающих риторику, для тех, кто стремится достичь успеха в жизни.
В книге [3] рассматриваются особенности устной публичной нехудожественной речи. Подробно освещаются вопросы, касающиеся нормативности и логики, а также образно-эмоциональной выразительности устной речи. Отдельная глава посвящена речевому имиджу оратора. Особое внимание уделено особенностям педагогической, юридической, политической, военной и дипломатической риторики. Прилагаемые упражнения позволят закрепить приобретенные знания. Для студентов ВУЗов, обучающихся по гуманитарным специальностям.
Автор книги [4] делится с читателями своим восемнадцатилетним практическим опытом оратора, рассматривая все аспекты ораторского искусства - от практических моментов презентации до вопросов психологического характера. Это руководство может служить как полезным информационным ресурсом по актуальным вопросам, с которыми приходится сталкиваться ораторам, так и настольной книгой для тех, кто делает первые шаги в качестве профессионального оратора. Каждая глава насыщена полезными советами опытных ораторов и ценной информацией.
В книге [5] рассматриваются основные способы воздействия речью на убеждения людей. Учитываются три составляющие ситуации убеждения: речь, призванная внушить определенные идеи; говорящий, или оратор; аудитория, к которой обращена речь. Основное внимание уделяется подтверждению в опыте, примерам и иллюстрациям, теоретическим доводам, ссылкам на традицию, здравый смысл и вкус, ловушкам языка, искусству полемики и дискуссии.
Пособие предназначается в первую очередь для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей. Оно может использоваться также всеми, кто желает усовершенствовать свое искусство убеждать.
В книге [6] даны понятие красноречия и его история от античности до наших дней, представлены упражнения, задания, тесты, тексты, цитаты, которые позволяют практически освоить данный предмет. Задания и вопросы сопровождаются ответами, что позволяет заниматься самостоятельно. Автор адресует книгу школьникам, учителям, студентам, депутатам, предпринимателям, юристам, администраторам, менеджерам.
Книга [7] включает в себя основополагающую книгу "Психология общения" доктора филологических и доктора психологических наук, академика РАО А.А. Леонтьева, не утратившую своего значения со времени первого издания в 1974 г., а также ряд работ автора, тематически к этому изданию примыкающих и раскрывающих проблемы общения на материале лекционной деятельности, искусства и массовой коммуникации. Психологам и всем, изучающим общую и социальную психологию как профильные и непрофильные предметы.
В книге [8], адресованной старшеклассникам, в доступной форме рассказывается об ораторском искусстве, о подготовке различных видов устных выступлений школьников, о работе над планом и композицией речи, рассматривается проблема контакта со слушателями. Большое внимание в книге уделяется языковому мастерству выступающего.
В книге [9] предназначена для студентов, обучающихся по специальности "Информация и коммуникация".
Задача курса - дать студентам теоретические знания и практические навыки в сфере осуществления эффективных речевых коммуникаций.
Цель курса - раскрыть особенности речевой коммуникации в современном обществе, коммуникативную и эстетическую функцию речи, связь культуры мышления и культуры слова; дать правила пользования речью; способствовать практическому совершенствованию речевого поведения и культуры речи.
Содержание курса включает разделы: "психология речи", "психолингвистики", "социолингвистика", "культура речи", "риторика", "основы ораторского искусства".
В книге [10] автор рассказывает об одном из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными "волшебными словами" русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься. И только ли "волшебные слова" позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным?
В книге [11] с системных позиций освещаются вопросы, связанные с раскрытием психологических механизмов эффективного профессионального и делового общения в сфере туризма, особенностей поведения человека в различных ситуациях решения деловых вопросов, показом продуктивных способов влияния на партнеров по общению. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов для туристской отрасли, а также для специалистов, работающих в туриндустрии.
2.2 Статьи в сборниках
2.2.1 Общая характеристика сборников статей
Рассмотрено несколько сборников статей, изданных различными организациями [17], [18], [19], [20], [21], [22], среди которых ОМЕГА-Л, ФАИР-ПРЕСС (г. Москва), издательство ПРИОР (г. Москва), МГИМО, МИИТ, ГУЦМиЗ (г. Красноярск).
Сборники могут издаваться различными организациями и издательствами и содержат доклады, тезисы докладов или статьи по теме докладов.
Объем статей в сборниках существенно различается, но обычно составляет в среднем несколько страниц.
2.2.2 Литературные источники в виде статей в сборниках
В статье [17] Кузьмина исследует речевые средства воздействия, они проводится в рамках различных научных подходов связи с решением большого числа разнообразных теоретических и прикладных задач. Основной областью разработки прикладных методик для создания воздействующих текстов является теория рекламы и связанные исследования. Пристатейный список литературных источников содержит 3 наименования.
В статье [18] Нефедов высказывает свое мнение о многих понятиях риторики. Например, лингвистическая прагматика - дисциплина, изучающая язык не «сам в себе и для себя», а как средство, используемое человеком в его деятельности. О естественном языке принято говорить, что он является важнейшим средством человеческого общения. Пристатейный список литературных источников содержит 5 наименования.
В статье [19] её автор А. Адельсон рассматривает принципы изучения риторики. Приводится интересная методика, множество значимых фактов и примеров. Пристатейный список литературных источников содержит 2 наименования.
Страницы: 1, 2, 3