Рефераты. Аудиторский контроль учетной политики бюджетной организации

- порядок внутреннего контроля за проведением хозяйственных операций;

- порядок хранения бухгалтерского архива

- номенклатуру дел.

Учетную политику для целей налогообложения бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс РФ обязывает составлять учетную политику только относительно двух налогов - по НДС (п. 12 ст. 167 НК РФ) и по налогу на прибыль организации (ст. 313 НК РФ).

В настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих организацию и составление калькуляций на производство товаров, работ и услуг. Учреждения составляют смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности, но в ней нет информации о себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.

Поэтому в этом разделе Положения об учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Если бюджетное учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняет работы, в Положении следует определить порядок распределения накладных расходов.

Помимо этого целесообразно определить учетные моменты, связанные с отраслевой спецификой деятельности учреждения, например организация учета родительской платы, калькулирование и учет себестоимости питания.

Как видим, бюджетнику без учетной политики не обойтись. Она утверждается приказом бюджетного учреждения.

1.3 Процедура проверки учетной политики в бюджетной организации

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный.

На ознакомительном этапе аудитору необходимо необходимо составить план и программу проверки учетной политики. От заказчика нужно получить данные о том, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; установить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы [с.1;19].

На втором этапе для целей проверки качества системы внутреннего контроля рекомендуется дать заполнить рабочую таблицу руководителю, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора [с.1;14].

Таблица 1

Проверяемый объект

Ответ

Приме-чание

Да

Нет

Организационно-технический

Организационная форма ведения учета:

а) структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

б) должность бухгалтера в штате

в) на договорных началах специализированной организацией

г) руководителем

Утверждены ли:

положения о бухгалтерии

должностные инструкции

Имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики

Применяемая форма бухгалтерского учета:

единая журнально-ордерная

мемориально-ордерная

упрощенная система учета

компьтеризированная

Корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета

Сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы

Утвержден ли график документооборота

Оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией

Разработан и утвержден рабочий план счетов

Правила документооборота и технологии обработки учетной информации:

- применение унифицированных форм первичных документов

- утверждение форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы

- утверждения перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

- утверждение графика документооборота

- разработка номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов

- определение лиц, ответственных за хранение документов

Оценка имущества:

приобретенного за плату путем суммирования производственных затрат на покупку

полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования

произведенного в самой организации по стоимости его изготовления

Порядок проведения инвентаризации:

установление сроков проведения

создание постоянно действующей комиссии

подготовка приказа о проведении инвентаризации

Проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений

Объем, сроки и адреса представления отчетности:

составление отчетности в объеме и сроки, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету

представлять годовую бухгалтерскую отчетность:

а) учредителям организации

б) органам ГНИ

в) органам статистики

г) другим заинтересованным пользователям

Утверждение состава постоянно действующей комиссии для:

установления сроков использования нематериальных активов

определения целесообразности и непригодности объектов основных средств

Утверждение перечня лиц и сроков представления авансовых отчетов

Определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета

Определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов

Способы ведения бухгалтерского учета

Способ начисления амортизации по основным средствам:

линейным способом

уменьшаемого остатка

списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

списание стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Порядок учета ремонта производственных основных средств:

по мере производства ремонта

затраты на ремонт резервируются

Проведение переоценки основных средств

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам:

линейным способом

способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)

Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовки материалов:

по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам

Порядок распределения и списания общехозяйственных расходов

Контроль за исполнением приказа (распоряжения) об учетной политике

Порядок ознакомления с приказом (распоряжением) об учетной политике

Для ознакомления с первичной документацией необходимо сделать запрос аудируемому лицу на предоставление следующих документов:

- приказ об учетной политике проверяемой организации;

- рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;

- методикой учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительная записка к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

- изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы.

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы [с.3;14]:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

- главным бухгалтером;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.