Рефераты. Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль

Рекомендации подготовлены в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом РФ "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 №119-Ф3;

- Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696;

- Международными стандартами аудита.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие:

- существование - расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;

- полнота - расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме;

- оценка (измерение) - расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации;

- классификация - налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное

- представление - обязательство по уплате и возврату налогов, а и раскрытие также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации.

В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор использует следующие критерии:

- требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

- требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

- требования международных стандартов финансовой отчетности.

Аудиторская проверка проводится в 3 этапа:

- планирование аудита;

- проведение аудита;

- завершение аудита.

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита. Детальное планирование помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста - Рабочий документ РД 1п «Оценка неотъемлемого риска».

Кроме того, аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе.

Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля - Рабочий документ РД 2п «Оценка системы учета внутреннего контроля».

Оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля производятся на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска и риска средств контроля аудируемого лица в целом.

Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:

- остатков по счетам 68 "Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль", 09 "Отложенные налоговые активы", 77 "Отложенные налоговые обязательства";

- групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).

При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений. При этом к качественному аспекту искажения относятся:

· несоблюдение учетной политики;

· недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.

При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.

Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.

Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета - рабочий документ РД4п «Анализ учетной политики».

На этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить процедуры по сбору достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские доказательства.

Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим профессиональным мнением.

Форма и содержание рабочих документов аудита по существу определяется:

- характером аудиторского задания;

- требованиями к аудиторскому заключению;

- характером и сложностью деятельности аудируемого лица;

- состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

- необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качества аудиторских услуг;

- методами сбора аудиторских доказательств.

Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода, относятся к текущим аудиторским файлам - проверка соблюдения налоговой политики.

На завершающем этапе аудиторской проверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В итоговых рабочих документах аудитора отражаются:

- причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на прибыль;

- налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица;

- практические рекомендации по устранению негативных последствий выявленных нарушений.

Классификация нарушений по налогу на прибыль по характеру действий:

1. Непреднамеренные ошибки - ошибки, совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством системы налогового учета и действующего налогового законодательства (вероятность их возникновения повышается в условиях изменения налогового законодательства):

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;

- неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах налогового учета;

- неправильный перенос данных бухгалтерского учета в регистры налогового учета;

- арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы по налогу на прибыль;

- ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

- неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов;

- неправильное признание, классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности;

2. Преднамеренные нарушения - ошибки, возникающие по вине одного или нескольких лиц из числа руководителей, представителей собственника, сотрудников аудируемого лица, с целью извлечения незаконных выгод (борьба с ними должна вестись по линии укрепления внутрифирменного контроля):

- занижение или сокрытие налога на прибыль;

- фальсификация налоговой и финансовой отчетности.

По характеру возникновения:

1. Ошибки в необоснованности отражения в учете - отражение в налоговом учете фактов без достаточных на то оснований (например, включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленных целями получения доходов, экономически не оправданных, документально не подтвержденных и др.);

2. Ошибки в периодизации:

- неполное отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности (например, неотражение в налоговом учете реализованных товаров, право собственности на которые уже перешло к покупателю, штрафов, признанных дебитором или присужденных судом, и др.);

- неверное распределение доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие для целей налогообложения убытка от реализации основных средств);

3. Ошибки в оценке - неверный выбор способа оценки (например, принятие к учету для целей налогообложения сумм по переоценке основных средств; неверное определение стоимости незавершенного производства);

4. Ошибки в классификации и признании - неправильная классификация доходов и расходов (например, отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходов отражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.);

5. Ошибки в формировании:

- неверное заполнение налоговой информации в отчетности декларации;

- неполное или неадекватное раскрытие информации по налогу на прибыль в финансовой отчетности.

По последствиям:

1. Локальные - признание для целей налогообложения документально не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходов на оказание консультационных услуг и др.);

2. Транзитные:

- признание для целей налогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором, приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников, представительских расходов и др.);

- неправильное формирование стоимости амортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат на его доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационных отчислений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.