3. Проверка наличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Источники информации:
- Перечень законодательных и нормативных актов, подготовленный и составленный аудитором;
- Вопросники тестирования;
- Накопленный практический опыт аудитора.
Критерий оценки - содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности; организацию внутреннего контроля по проверяемому разделу финансовой отчетности.
4. Оценка применимости выбранной учетной политики. Источники информации:
- Приказ об учетной политике предприятия.
- Законодательные и нормативные акты.
- Документация по системе бухгалтерского учета.
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - представление и раскрытие. Порядок выполнения: оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности.
5. Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных заведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого раздела финансовой отчетности и зафиксировать результаты рабочим документом. Источники информации:
- Нормативные документы аудиторской организации;
- Результат знакомства с деятельностью аудируемого лица;
- Результат проверки наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица;
Порядок выполнения: для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля.
6. Осуществить оценку уровня аудиторского риска. Источники информации:
Порядок выполнения:
а) оценить уровень неотъемлемого риска по основным направлениям:
- существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям;
- существует ли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может потребовать привлечения экспертов;
- существует ли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерского учета;
- существует ли подверженность активов потерям или незаконному присвоению;
- существует ли завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;
- существуют ли операции, не подвергающиеся обычной обработке.
По каждому из направлений оценки неотъемлемого риска составляется программа тестов.
б) оценить надежность системы внутреннего контроля и уровень контрольного риска. По каждому из направлений оценки надежности системы внутреннего контроля и критерию составляется программы тестов.
в) оценить уровень риска необнаружения. По каждому из направлений оценки риска необнаружения составляется вопросник в виде рабочего документа. Оценить уровень аудиторского риска по конкретному разделу финансовой отчетности и составить отчетный документ.
7. Определить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности аудируемого лица. Источники информации:
- Общий план аудиторской проверки;
- Нормативные документы аудиторской организации и аудируемого лица;
- Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
- Сводные регистры синтетического учета;
- Расчет аудиторского риска;
Порядок выполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно:
- операций, подлежащие обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативных актов.
- операции, наиболее существенные по объему.
- операции, не связанные с основной деятельностью аудируемого лица.
- операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
- операции, осуществляемые с аффилированными лицами.
- операции, связанные с налогообложением аудируемого лица.
- операции, при осуществлении которых допускаются типичные ошибки.
- операции, при осуществлении которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.
- операции, по которым отсутствует у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знают исполнители и контролеры.
Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для определения уровня существенности, построения аудиторской выборки и составления программы аудита.
8. Определить величину допустимой ошибки. Источники информации:
- Сведения по пользователям конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности;
Порядок выполнения: на основе анализа и оценки полученной информации, составляются рабочие документы, в которых определяются базовые показатели и процент уровня существенности. Произвести расчет числового значения уровня существенности и уровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом [9, с. 228].
9. Определить порядок построения аудиторской выборки. Источники информации:
- Расчет аудиторского риска и допустимой ошибки;
Порядок выполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направлений проверки необходимо установить: порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, объем выборки. Результаты построения аудиторской выборки оформить рабочим документом. Составить и утвердить программу аудиторских процедур по существу в виде отчетного документа.
Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
1. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности. Источники информации:
- Бухгалтерский баланс (форма № 1);
- Регистры аналитического учета.
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота. Порядок выполнения: составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главной книгой.
2. Анализ правильности и последовательности применения учетной политики. Источник информации:
- Приказ об учетной политике.
- Результаты выполнения аудиторских процедур
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - представление и раскрытие. Порядок выполнения: сопоставить положения учетной политики с результатами проверки их соблюдения аудируемым лицом в аудируемом периоде. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности.
3. Проверка правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Источники информации:
- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
- инвентаризационные описи и акты, сличительные ведомости;
- протоколы заседания инвентаризационной комиссии
- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;
- контрольные подсчеты аудитора.
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - существование. Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора, фиксируются в рабочем документе. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе.
4. Проверка правильности оформления первичных документов по учету. Источники информации:
- Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
- График документооборота;
- Первичные документы по учету;
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота. Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе.
5. Проверка правильности формирования стоимости активов при их приобретении. Источники информации:
- Договоры поставки, накладные, счета-фактуры поставщиков;
- Акты приемки активов;
- Договоры на оказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг, договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ;
- Платежные документы;
- Накладные на отпуск, акты списания материалов;
- Регистры аналитического и синтетического учета, книга покупок.
Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - стоимостная оценка. Порядок выполнения: сопоставить документы поставщиков, на основании которых производится оприходование активов, с данными бухгалтерского учета [9, с. 234].
1.3 Порядок проведения аудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам и оценка его результатов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7