Рефераты. Аудиторская проверка кассовых операций

Проверка правильности отражения расходов. Проверяя расходование наличных денег из кассы, аудитор должен обратить внимание на документальную обоснованность выдачи денег, целевое использование средств, полученных из банка по чеку, соблюдение лимита кассы. При приобретении товарно-материальных ценностей или оплате работ (услуг) за наличный расчет должны присутствовать документы, подтверждающие факт приобретения (накладная и счет с перечнем ценностей, ценой за единицу и общей суммой) или факт оплаты (квитанция приходного кассового ордера). [12]

Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин. В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 745. При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Все контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. При этом для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые машины аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации. [4]

Проверка операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте. Получение наличными валюты зарубежных стран с валютного счета организации может иметь место при командировках работников данной организации за рубеж. Аудитор проверяет наличие и правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров с подтверждающими документами, соответствие сумм, полученных в кассу с валютного счета и сданных на валютный счет, банковским выпискам по текущему валютному счету, наличие надлежащих записей в кассовой книге в валюте платежа и в рублевом эквиваленте на дату совершения операции, своевременность проведения переоценки и правильность отнесения курсовых разниц, либо на счета бухгалтерского учета, а также правильность налогообложения курсовых разниц. [14]

Проверка счета «Переводы в пути». В процессе проверки анализируется правильность отражения денежных средств в пути путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждений банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.д.

Проверка законности совершения операций на расчетных счетах. Проверяется:

-правильно ли отражены в учете и законно ли используются полученные из банка чековые книжки, выдаются ли они подотчетному лицу под расписку, составляются ли подотчетным лицом отчеты об использовании чековых книжек и т.д.;

- соответствуют ли данные выписки из банковского счета данным кассовой книги;

Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Аудитору следует проанализировать существенность выявленных нарушений, а также возможные налоговые последствия. [9]

2. Аудиторская проверка кассовых операций ООО «Спецконструкции»

Полное фирменное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Спецконструкции», место нахождения: г. Вологда, ул. Северная, 6.

Предприятие имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли.

Основной вид деятельности - строительно-монтажные и ремонтные работы.

ООО «Спецконструкции» является подрядной организацией, т.е. выполняет работы по договору подряда, заключаемому с заказчиком. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

ООО «Спецконструкции» имеет лицензию на осуществление строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

К дополнительным видам деятельности относится оптовая торговля электротехнической продукцией (кабельная продукция, низковольтная аппаратура, контрольно-измерительные приборы, силовое оборудование, светотехническая продукция).

2.1 Планирование аудита кассовых операций

На этапе предварительного планирования аудитор должен оценить возможность проведения аудита. Оценкой такой возможности следует считать проверку адекватности учетных записей. Аудитор должен проверить степень соответствия бухгалтерских записей действующим нормативам. Необходимо оценить, насколько учетные записи соответствуют виду деятельности клиента, совершенным клиентом операциям.

На данной стадии аудитор должен определить, аудируема ли финансовая отчетность? На это влияют два основных момента: честность администрации и полноценность бухгалтерских записей. Если аудитор видит, что для проведения полноценной аудиторской проверки клиент должен, по сути, восстановить свой бухгалтерский учет, либо уже на стадии предварительного планирования обнаруживаются факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения, либо возникают сомнения в том, что клиент готов показать аудитору всю необходимую документацию, аудитору следует отказаться от заключения с клиентом договора на проведение аудиторской проверки, сообщив об этом клиенту.

Проведя такой этап предварительного планирования, аудитор и клиент должны достигнуть своего согласия и взаимопонимания путем заключения договора на проведение аудиторской проверки. [9] Договор определяет согласованные интересы сторон - участников, их права и обязанности, ответственность между «Заказчиком» - экономическим субъектом (клиентом) и «Исполнителем» (аудитором) (приложение 2).

Документом, определяющим взаимопонимание и соглашение между клиентом и аудитором о проведении аудита и оказании взаимосвязанных с ним услуг, является «Письмо - обязательство аудиторской организации от согласии на проведение аудита» (Приложение 3). Письмо - обязательство должно быть направлено аудитором после официального предложения клиента о проведении аудиторской проверки до заключения договора с целью правильного понимания условий предстоящего договора. Форма и содержание письма - обязательства определены стандартом аудиторской деятельности.

В общем плане аудитор определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки системы внутреннего контроля клиента, оценки рисков аудита. Составной частью общего плана аудита является планирование управления и контроля качества выполняемого аудита. В соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности подготовку и составление общего плана аудита можно представит следующим образом (Приложение 4).

Важнейшим моментом при подготовке общего плана аудита являются глубокое предварительное изучение особенностей системы бухгалтерского учета клиента, описание и оценка системы его внутреннего контроля. Тесты проверки состояния системы его внутреннего контроля и бухгалтерского учета денежных средств используются в практической работе аудитора. Содержание ответов и выводы аудитора произвольны, учитывая наиболее часто встречающиеся нарушения такого плана в организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. По данному документу можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля и учет денежных средств на предприятии на хорошем уровне, что положительно повлияет на дальнейшие действия и решения аудитора. [12]

При планировании аудита очень важно учитывать существенность и риск. Существенность и аудиторский риск являются фундаментом в проведении аудиторской проверки, поэтому более детально остановимся на этом моменте. Аудит - это процесс, цель которого дать обоснованную уверенность, предполагающую определенный уровень риска по поводу того, свободна ли финансовая отчетность от существенных погрешностей. Существенность аудита - это мера упущенной информации, или возможного искажения отчетных данных, которая может быть показана в подтвержденном аудитором отчете и, рассматриваться как несущественная. Этот уровень возможного искажения должен быть, допустим, до того предела, чтобы не вводить пользователя информации в заблуждение. В начале проверки для сбора необходимых доказательств достоверности отчета аудитор должен решить, какую ошибку можно считать существенной. [13]

Существенность - величина относительная, но не абсолютная. Конкретная величина погрешности может быть существенной для предприятия с малым оборотом, тогда как для крупной фирмы эта же ошибочная сумма может не играть существенной роли. Уровень существенности зависит от размера предприятия, величины чистой прибыли, стоимости текущих активов, текущих обязательств, величины капитала и устанавливается для каждого из этих факторов.

При нахождении значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности ООО «Спецконструкции», подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Расчет уровня существенности представлен в приложении 5. Уровень существенности составляет 100 тыс. руб.

Программа аудита - это совокупность аудиторских процедур, требующихся для сбора необходимого количества достаточных свидетельств для определения достоверности финансовой отчетности клиента (Приложение 6).

Программа определяет характер, сроки и объемы запланированных процедур аудита, требуемых для того, чтобы осуществить полный план аудита. Программа аудита строится из разделов, каждый из которых посвящен одному определенному виду хозяйственных операций. При составлении программы основное внимание следует уделить ограничению проверяемого объекта и его подразделению на объекты. Это необходимо в связи со сложностью проверяемого объекта. При этом становится возможным распределение подобъектов между проверяющими из состава группы и способствует подведению итогов проверки объекта, что осуществимо только путем обобщения выводов о состоянии его подобъектов. [9]

Программа должна содержать аудиторские задачи для каждого направления и достаточные детали, чтобы использоваться в качестве инструкций ассистентами, выполняющими аудит.

Оценка аудиторского риска возможна по результатам предварительной информации, предварительного финансового анализа, проверки характера бизнеса

1. Предварительная информация о клиенте

Табл. 1 Программа проверки для оценки риска аудитора и составления плана аудита

Перечень вопросов и процедур проверки

Весовые коэффициенты

Да

Нет

Примечание

1 Организационная структура управления

К1=0,15

Наличие финансов, руководителя

N1=0,3

Наличие системы учета финансовой документации

N2=0,7

0,7

2 Организация системы учета финансовой документации

К2=0,3

Наличие утвержденного плана счетов

М1=0,15

0,15

Санкционирование операций (подписи должностных лиц, распоряжения и т.д.)

М2=0,25

0,25

Регистрация операций

МЗ=0,25

0,25

Разделение обязанностей. Наличие кураторов для подразделений, выделенных на отдельный баланс

М4=0,25

Отсутствие свободного доступа к учетным документам посторонних лиц

М5=0,1

3 Компетентность и квалификация персонала

КЗ=0,15

Образование

L1=0,35

0,35

Стаж работы (по специальности

L2=0,15

0,15

Отзывы дирекции и сотрудников

L3=0,15

Отсутствие текучести кадров

L4=0,35

0,35

4 Внутренний контроль

К4=0,2

Наличие положения о внутреннем контроле

R1=0,05

Распределение обязанностей контролеров и наличие полномочий

R2=0,10

Компетентность контролеров

R3=0,2

Регистрация нарушений

R4=0,15

Периодичность контроля

R5=0,2

Оперативность внесения исправлений

R6=0,15

0,15

Контроль за активами (инвентаризация, акты списания, переоценка)

R7=0,15

0,15

5 Предварительная проверка состояния учета

К5=0,20

Соответствие учета операций норм документации

F1=0,15

0,15

Наличие подтверждающей документации при регистрации операций

F2=0,3

0,3

Соответствие записей и подтверждающей документации

F3=0,2

0,2

Отнесение операций на соответствующий счет

F4=0,25

0,25

Правильность заполнения форм финансовой отчетности

F5=0,1

0,1

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.