1
Вопрос 1.
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ. International Federation of Accounting - IFAC) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятель-ности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом -- Институтом профессиональ-ных бухгалтеров России и членом-наблюдателем -- Российской кол-легией аудиторов.
В Конституции МФБ сказано, что основная ее цель--всемерное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных; (согласованных) стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества. Для выполнения этой миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил Комитет по международ-ной аудиторской практике (КМАП) призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг(рис.1.1).
В настоящее время функции КМАП выполняет Совет по междуна-родным аудиторским и гарантирующим стандартам(IAASB).Принятие этих документов будет способствовать большей однородности аудита в мире, а также повышению качества услуг.
Методика работы над стандартами и положениями, принятая в МФБ, следующая:
-- отбор тем, предназначенных для изучения;
-- создание специальных подкомитетов;
-- изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения Комитетом (Советом);
в случае утверждения проекта представление его Комитетом (Советом) на рассмотрение организациям -- членам МФБ и между-народным организациям;
--рассмотрение комментариев и предложений Комитетом (Сове-том) для внесения изменений;
-- издание утвержденной новой редакции проекта в виде соот-ветствующего стандарта или положения.
Вопросами регулирования аудита в МФБ занимается также Ко-митет государственного сектора (КГС).
МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании ауди-торских услуг в международном масштабе -- Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных ауди-торских фирм. Цель образования Форума фирм -- надзор за разра-боткой нового международного режима регулирования аудита с по-мощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического ко-декса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и перио-дически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным орга-ном Форума фирм является Транснациональный аудиторский коми-тет (ТАК) (англ. -- ТАС). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призван-ный осуществлять надзор за соблюдением членами федерации их обязанностей и сотрудничать с ТАК.
Для ускорения работы над Международными стандартами аудита Совет Международной федерации бухгалтеров одобрил выделение дополнительных ресурсов, которые направляются на финансирова-ние работы Комитета по международной практике аудита. Первооче-редными задачами признаны:
* пересмотр отдельных -Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП);
* разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий (например, составление заключения о системе внутреннего контроля), отражающих переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование»;
* пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;
* публикация МСА по производным ценным бумагам (финансо-вым инструментам).
Часть этих задач уже успешно выполнена: пересмотрены МСА «Мошенничество и ошибка», «Допущение непрерывности дея-тельности предприятия», принята новая редакция ПМАП «Аудит международных коммерческих банков» и «Взаимодействие инспекто-ров по банковскому надзору и внешних аудиторов», введено в дейст-вие ПМАП «Аудит производных финансовых инструментов».
Рис.1.1. Структура и функции МФБ и ее комитетов, регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности.
Президент МФБ Фрэнк Хардинг отметил следующее: «Инвестор! и регулирующие органы настаивают на принятии более жестких п вил аудиторской деятельности, которые способствовали бы повышению достоверности финансовой отчетности и обеспечивали бы единство подхода к аудиту во всем мире. Деятельность IАРС и дальнейшем будет направлена на совершенствование подхода к аудиту и повышение качества аудиторских проверок. Следовательно IАРС поможет аудиторам в различных странах осуществлять аудит в интересах всего общества.
Вопрос 7.
Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита
Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавли-ваются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном доку-менте подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства клиента за составление и предо-ставление финансовой отчетности.
3. Объем аудита со ссылками на нормативные положения.
4. Форма и способ сообщения результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существен-ных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгал-терского учета и внутреннего контроля).
6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
Аудитор может отразить в письме:
· мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур);
· перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии связанных сторон и др.);
· предложение о подтверждении клиентом условий договорен-ности;
· перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для клиента;
· основу для исчисления гонорара.
При необходимости в письме оговариваются:
* возможности привлечения других аудиторов и экспертов; внут-ренних аудиторов, других сотрудников клиента;
· координирование работы с предшествующим аудитором;
· ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
· ополнительные соглашения между аудитором и клиентом (на-пример, одновременно с проверкой может быть достигнута догово-ренность об оказании согласованных услуг).
Если аудитор должен проверить компанию, имеюшую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие обстоятельства;
-- руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;
-- необходимость составления отдельного заключения по отчет-ности подразделения;
-- наличие требований законодательства, определяющих специ-фику аудита подразделения;
-- объем работы, выполненной другими аудиторами;
-- размер доли материнской компании в уставном капитале под-разделения и степень независимости руководства подразделения.
При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязатель-ство составляется в следующих случаях:
-- неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
-- пересмотр или дополнение условий договоренности;
-- изменение в составе руководящих органов субъекта или его собственников;
-- значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;
-- наличие специальных требований законодательства.
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий дого-воренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит фи-нансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверен-ности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).
Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и не-обоснованными. К обоснованным причинам относятся:
· изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказа-ния услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а инте-ресуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);
· неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, и это выясняется при проведении ауди-торской проверки);
· ограничение объема договоренности, вызванное объективны-ми обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превра-щен в самостоятельную организацию и передан другому собственни-ку, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).
Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудов-летворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменения условий аудита.
Действия аудитора в случае согласия с изменением условий дого-воренности:
-- согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);
-- составление отчета в соответствии с пересмотренными усло-виями.
В отчет не включаются ссылки на первоначальную договорен-ность и на процедуры, выполненные в соответствии с нею. Исключе-нием являются случаи изменения договоренности в сторону проведе-ния согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные процедуры представляет собой обычный элемент отчета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5