Рефераты. Аудит затрат операционной деятельности

3. План и программа аудита затрат операционной деятельности

Одним из важнейших требований к современному аудиту есть его обязательное планирование, которое обеспечивает своевременное и эффективное выполнение работ. Планирование аудиторских работ помогает обратить необходимое внимание аудитора на важнейшие направления аудита, на выявления проблем, которые следует проверить наиболее тщательным образом. Помогает должным образом организовать свою работу, и осуществлять надзор за работой ассистентов, которые принимают участие в проверке, а также координировать работу, которая осуществляется другими аудиторами и специалистами других профессий. Характер планирования в значительной степени зависит от организационной формы, размера и вида деятельности предприятия, вида аудита, правильного представления аудитора о состоянии дел на предприятии. Важнейшая составная часть планирования аудита - получение аудитором представления о состоянии дел на предприятии. Осознание аудитором этого вопроса поможет ему определить события, операции и мероприятия, которые могли существенно повлиять на отчетность предприятия и уменьшить общую риску в аудите. Общий риск в аудите - это опасность того, что аудитор допустит неправильный вывод по выполненным им аудиторским процедурам, другими словами, по неверно подготовленной отчетности будет представлен аудиторский вывод без замечаний. Аудитор обсуждает с руководством и специалистами предприятия элементы общего аудиторского плана и аудиторские процедуры для достижения эффективности и результативности аудита, а также для согласования порядка проведения аудиторских процедур с внутренним расписанием работы специалистов предприятия.

В процессе планирования создаются два основных документа: общий план и программа проверки. План, как правило, состоит из перечня работ на основных этапах аудита, а программа содержит конкретные задания и процедуры проверки каждого цикла хозяйственных операций, счета бухгалтерского учета.

Во время планирования необходимо учитывать такую информацию:

- условия конкретного договора (сроки, порядок отчетности перед клиентом и т. д.);

-последние нормативные документы, которые регулируют осуществление аудита;

- наиболее важные вопросы аудита;

-уровень доверия к системе внутреннего контроля;

-содержание учетной политики заказчика и ее изменения;

- рассчитанный или просто оцененный уровень существенности ( допустимой ошибки);

- условия, которые нуждаются в особенной тщательности ( наличие связанных сторон, возможность злоупотреблений, судебное дело и тому подобное);

- необходимость привлечения экспертов, сотрудничества с другими аудиторами и возможности привлечения работников заказчика;

- содержание и объем необходимых аудиторских свидетельств.

Программа аудиторской проверки - это основа детального планирования времени и расходов.

План и программа аудиторской проверки помогают проводить работу в пределах времени, необходимого клиенту и аудитору, и является основанием для установления гонорара. Они должны быть достаточно детально разработанные, чтобы исполнители могли завершить задание в относительно короткий срок и, таким образом, эффективно распоряжаться своим временами. Если клиент использует компьютеры, аудиторской группе, возможно, будут нужны специальные навыки. Аудитор должен владеть достаточными знаниями в компьютерной сфере. План аудита должен быть поставлен в известность аудиторской группе. Графика, процедуры, которые необходимо выполнить, и тип отчета главного аудитора следует сообщить группе аудиторов в самом начале проверки. Аудитор должен обсудить общую стратегию проверки с руководством клиента. Некоторые детали планирования (нужно ли использовать работу внутренних аудиторов но др.) необходимо обсуждать и согласовывать предварительно (заранее). Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Примерное содержание программы аудита приведено в приложении. В течение всего срока проведения аудита его общий план и программа пересматриваются и уточняются аудитором в связи с вероятностью изменений условий и направлений аудита и возможностью получения других результатов после проведения аудиторских процедур.

4. Методические приемы аудита операционных расходов

Обратимся к анализу организации и методике аудита операционных расходов ООО "Фирма "Вербена". Для этого рассмотрим прежде всего информационные источники, которые использует проверяющий аудит расходов текущей деятельности исследуемого предприятия (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Источники информации для проведения аудита операционных затрат ООО "Фирма "Вербена"

Субъектами аудита операционных затрат предприятия ООО "Фирма "Вербена" служат (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Основные субъекты проверки, связанные с осуществлением текущей деятельности и осуществлением операционных затрат ООО "Фирма "Вербена"

Аудит операций учета операционных затрат осуществляется по следующей методике (рис. 4.3.).

Рис. 4.3. Виды аудита операционных затрат ООО "Фирма "Вербена"

Независимо от величины расходов на приобретение товаров с целью их дальнейшей реализации в оптовой и розничной торговле аудитору следует учитывать, что затраты ООО "Фирма "Вербена" также состоят из таких элементов, как расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия работникам торговли, амортизационные расходы и другие операционные затраты (их содержание коммерческое предприятие может определять самостоятельно, это могут транспортные расходы, расходы на упаковку и т.д.).

Аудит операций учета операционных затрат на ООО "Фирма "Вербена" проводится по таким направлениям, как аудит затрат относительно соответствия классификации операционных затрат, правильности и полноты отражения операционных затрат по элементам, а также правильности и полноты отражения других операционных затрат хозяйственной деятельности предприятия.

Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств, которые аудитор использует при проверке операций по изготовлению и продаже продукции, являются:

1. Проверка арифметических расчетов (пересчет).

Аудитор производит проверку правильности расчета отклонений фактической производственной себестоимости изготовленной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости, фактической себестоимости выпущенной и проданной продукции.

2. Инвентаризация.

С целью подтверждения количества отгруженной продукции, остатков готовой продукции на складе аудитор вправе произвести инвентаризацию готовой продукции.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных операций по изготовлению и продаже продукции.

Аудитор устанавливает соблюдение методологии и принципов учета продажи и отгрузки готовой продукции.

4. Подтверждение.

Для убеждения в реальности совершения операций по отгрузке и продаже продукции аудитор должен получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны (покупателя).

5. Устный опрос персонала, руководства предприятия и независимой (третьей) стороны.

6. Прослеживание.

При прослеживании аудитор проверяет некоторые первичные документы и отражение содержащихся в них данных в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно отражены в бухгалтерском учете.

7. Аналитические процедуры.

Аудитор может использовать следующие виды аналитических процедур:

- сопоставление остатков по счетам учета затрат на производство, готовой продукции, продажи готовой продукции за различные периоды;

- сопоставление показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках со сметными (плановыми) показателями;

- оценку соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

- сопоставление финансовых показателей деятельности предприятия со средними показателями соответствующей отрасли экономики.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, аудит операций учета операционных затрат осуществляется методике, которая включает аудит затрат относительно соответствия классификации операционных затрат, аудит оценки и условий признания операционных затрат, аудит правильности определения сумм расходов и соответствующих налоговых платежей в производств и торговле, осуществлении услуг, аудит правильности начисления амортизационных начисления, аудит правильности и полноты отражения операционных затрат по элементам, аудит правильности отражения других операционных затрат текущей деятельности.

5. Обобщение результатов аудита и их использование в системе управления предприятием

Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточности и достоверности финансовой отчетности. В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и последствий проверки, он составляется в произвольной форме. Аудиторский отчет составляется только для заказчика и может быть опубликован только по его разрешению.

Аудиторский отчет включает общую (вступительную), аналитическую и итоговую части.

Во вступительной части указывают место и дату составления отчета, название аудиторской организации и ее адрес № и дату выдачи Сертификата и Свидетельства о включении в Реестр субъекта аудиторской деятельности, периоде, за который осуществляется проверка, состав учетной и отчетной документации, ссылки на Закон и положение (стандарты) бухгалтерского учета, Национальные нормативы аудита, которыми руководствовался аудитор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.