При проведении аудита используют общую информацию об организации, которая необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Выясняют при проверке специфику деятельности, организационное устройство организации, производственные, финансовые и другие связи, знакомятся с юридическими обязательствами.
Основными методами получения информации являются:
Обсуждение материалов с работниками управления, встречи с высшим руководством, исполнительным персоналом, не связанным с ведением учета, которые позволяют получить информацию «из первых рук».
Посещение и осмотр основных средств, складов, цехов, которые предоставляют возможность воочию убедиться в наличии и сохранности основных средств, составить представление об условиях производства.
Ознакомление с историей развития организации, видами деятельности, учетной политикой.
С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами организации, уставом, документами регистрации, протоколами заседаний, собраний акционеров, в которых может содержаться информация о приобретении собственности, выясняются юридические обязательства.
Необходимо при проверке просмотреть все контракты, договоры и соглашения.
Наличие основных средств проверяются на основании инвентарных описей и фактического наличия.
Фактическая проверка основных средств также должна подтвердить, что в организации отсутствуют не уточненные основные средства
Источниками информации для аудита будут:
1. Договоры, используемые для покупки, продажи, ремонта, лизинга, аренды ОС. Приказ по учетной политике, приказ по формированию постоянно действующей комиссии, утверждающей операции приобретения и списания ОС.
2. Первичные документы, в том числе:
а) акт (накладная) приемки-передачи ОС - ф.ОС-1;
б) акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - ф. ОС-3;
в) акт на списание ОС - ф. ОС-4;
г) акт на списание автотранспортных средств - ф. ОС-4а;
д) инвентарная карточка учета ОС - ф. ОС-6;
е) акт о приемке оборудования - ф. ОС-14;
ж) акт приемки-передачи оборудования в монтаж - ф. ОС-15;
з) акт о выявленных дефектах оборудования - ф. ОС-16.
3. Регистры: при журнально-ордерной форме: журнал-ордер № 13 (01 счет), журнал-ордер № 16 (08 счет), журнал-ордер № 10 (затраты, в том числе 02 счет). Если учет автоматизированный - распечатки оборотов по счетам 01,02,08,91,001 и т.д., подписанные бухгалтером.
4. Отчетность - помимо бухгалтерской также налоговая отчетность (налог на имущество); статистическая отчетность - форма статистического наблюдения № 11 (ОС).
5. Результаты опроса, прежде всего, материально - ответственных лиц, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, ведущего учет ОС, персонал, использующий эту информацию, администрацию.
6. Подтверждение, например, от организации, которая проводила ремонт объекта, от продавцов и покупателей ОС, арендаторов и арендодателей.
7. Осмотр - наиболее дорогих и существенных объектов (в случае нашей организации надо будет проверить достаточно много объектов).
8. Результаты перекрестных процедур, например, от аудитора, который проверяет кредиты и займы, денежные средства (так как в объект аудита можно было также включить строки 051, 056, 061 и 065 формы № 4, но именно потому что в моем варианте проверки этот участок проверяет другой аудитор, я в объект данные строк не включила).
9. Результаты аналитических процедур, например коэффициент фондоотдачи.
10. Заключение эксперта, например, по оценке объекта ОС.
2.3 Программа и методика аудиторской проверки операций с основными средствами
Формирование цели аудита имеет важное значение потому, что она сразу знакомит клиента с тем, за чем аудитор пришел в организацию и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недостатков в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущения их в дальнейшем.
Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой информации.
Проводится аудит в три этапа:
Постановка проблемы. Знакомство с информацией экономического субъекта - финансовыми данными сведениями об эффективности контроля.
Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о предоставлении информации.
Оценка данных. На этом этапе следует определить, имеется ли аудитора достаточно сведений для принятия обоснованного решения, для рассмотрения движения основных средств.
Планируя аудиторскую проверку аудитор, составляет программу, в которой выбирает те вопросы и работы, которые войдут в проверку.
В программу аудита основных средств входят следующие разделы:
1. Планирование
1.00 Оценка риска аудитора
1.05. Договор
1.10. Общее состояние и постановка бухгалтерского учета.
1.11. Общие сведения о клиенте.
1.37. обзор системы внутреннего контроля.
2. Управление.
1.10. Распределение персонала.
2.50. Финансовый план аудитора.
2. Заключение.
3.05. Проверенный баланс.
2.10. Аудиторский отчет.
3.40. Замечания
3. Завершающая программа.
3.10. Обзор событий следующих после даты подписания баланса.
4. Финансовая отчетность.
4.10. Рабочий, оборотный баланс.
5.30. Исправления.
5. Связь с клиентом.
5.10. Письмо - рекомендация.
6. программа аудита общих вопросов.
7.10 книга и записи.
7.20. Протоколы и сметы.
7. Программа аудита баланса.
8.30. Основные средства.
8.31. Необходимо убедиться в том, что соответствующие активы организации включены в состав основных средств.
8.32. Действительно ли эти основные средства имеются в наличии.
8.33. Проверить правильность учета движения основных средств.
8.34. Проверить правильность начисления износа основных средств.
8.35. проверить правильность переоценки (если она проводилась) основных средств.
8.36. Каким методом пользовалась организация при переоценке ( по установленным коэффициентам пересчета или посредством определения рыночной стоимости).
8.37. проверить учет капитальных вложений. Рассмотреть ведение аналитического учета по счету 08.
8.38. Проверить операции по реализации и выбытию основных средств. Выяснить проводились ли эти операции по счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств».
8.39. Проверить данные по арендной плате за имущество.
8.40. Проверить правильность учета отнесения затрат на ремонт основных средств.
8.50 Проверить правильность данных последней инвентаризации.
Методику аудиторской проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке и приемы исследования вопросов движения основных средств определяет сам аудитор.
Главными источниками для составления бухгалтерского баланса, служат данные учетных регистров, главная книга, журналы - ордера, ведомости и другие документы. Статьи актива и пассива баланса «Основные средства», «Уставный капитал» и другие должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в Главной книге.
Важным элементом проверки баланса является достоверность балансовых статей. В процессе аудиторского контроля применяются методы формальной, логической и арифметической проверки. При формальной проверке выявляют: все ли реквизиты документов в наличии, правильно ли заполнены, имеются ли подписи ответственных лиц и так далее. Логическая проверка позволяет выяснить: имела ли место та или иная операция и в указанном ли объеме. Арифметическая проверка ставит целью выявление ошибок при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммирования ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей. Иногда аудиторы прибегают к встречной проверке, когда приемами сопоставления обеспечивается сверка данных документов, относящихся к одной и той же хозяйственной операции.
Часто при встречной проверке сопоставляются копии документов, находящихся в разных организациях и отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Притом могут выявиться различия, вследствие исправления данных в документах, подмены документов или же отражения в документах совершенно разных сведений, связанных с формированием одной и той же операции. Применяется также хронологическая проверка операций. Используя этот прием документального контроля можно выявить определенные закономерности в ведении учета и оформлении хозяйственных операций и своевременно вносить предложения по исправлению ошибок.
При проведении аудиторской проверки основных средств в организации, прежде всего, следует проверить, как ведется аналитический учет основных средств.
Прибывшие в организацию основные средства должны своевременно приходоваться на склад, если их сразу не передают в производство, о чем в документах делается специальная отметка. Оприходованные основные средства контролируют, анализируя поступающие от поставщиков расчетные документы, платежные требования, счета фактуры, товарно-транспортные накладные, сертификаты и т.д.
Работник склада подтверждает наличие и передачу поступивших средств эксплуатацию или на производство. Если этого не делать, то происходит нарушение порядка передачи основных средств в производство, а это приводит к злоупотреблению. Если обнаруживается при проверке расхождения, вызванные недоставкой оборудования поставщиками, составляется акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику и транспортной организации.
Дт. сч. 63 Кт. сч. 60, 76
При приобретении оборудования, требующего установки, должна быть сделана бухгалтерская запись:
Дт. сч. 07 «Оборудование к установке»
Кт. сч. 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками».
Иногда оборудование вносят учредители в счет их вклада в Уставной капитал, тогда составляется проводка:
Дт. сч. 07 Кт. сч. 75 «Расчеты с поставщиками»
объективный учет основных средств ведется в инвентарных карточках или книгах.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить - восстановить на такие средства инвентарные карточки.
В организации для учета основных средств вместо инвентарных карточек или книг основных средств используется ПЭВМ, что позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Для визуального контроля распечатывается и представлена в виде описи («Инвентарная книга») проверяющему.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах - ордерах № 13, 10, 10/1, а при использовании ПЭВМ - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02, и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6