Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск
и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
· налоговый аудит;
· ценовой аудит;
· экологический аудит.
В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:
а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
Глава 2. Основная часть «Аудит учета основных средств»
Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству России, полноты и точности отражения в финансовой отчетности фактов деятельности организации.
Целью аудита основных средств является проверка соответствия применяемого организацией порядка учета и налогообложения, наличия, движения и использования ОС требованиям нормативных актов, действовавших в проверяемом периоде с целью выражения мнения о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.
Объектом аудита является информация отчетности, относящаяся к основным средствам, а именно: форма №1 - строка 120, строки 900, 901, 907, 908; форма №5 - разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения - строка 714(=717) и строки 724 и 726.
Правовой основой аудиторской деятельности в Российской Федерации является Указ президента Российской федерации от 22 декабря 1993 года за №2263. Этим указом введены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». В связи с развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли кардинальные изменения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6