возврат некачественного товара покупателем комиссионеру:
Д-т 004 "Товары, принятые на комиссию" - отражен возврат товара покупателем;
Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом" (сторно), - отражен возврат принятых на комиссию товаров;
Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т 51 "Расчетные счета" - покупателю перечислены денежные средства за возвращенный товар;
К-т 004 "Товары, принятые на комиссию" - возвращенный товар передан комитенту.
Особенности налогового учета у комиссионера
по возвращаемому товару
Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налоговой базой по НДС при осуществлении посреднических услуг является сумма вознаграждения (любых других доходов), полученная при исполнении заключенных договоров.
Если покупатель возвращает некачественный товар, договор комиссии не может быть выполнен комиссионером по причинам, зависящим от комитента; поэтому в соответствии с п. 2 ст. 991 ГК РФ комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение и на возмещение понесенных расходов. В связи с этим комиссионер не осуществляет корректировку выручки (комиссионного вознаграждения) и суммы НДС в случае возврата некачественного товара покупателем, если бракованный товар был передан на реализацию комитентом, а не возник по вине комиссионера.
1.3. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ресурсов
Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов.
С увеличением объемов производства особую актуальность Представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением
эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежаще-го экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:
-состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
-соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
-выявления непригодных для использования ценностей с опре-делением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
-полноты и своевременности оприходования, законности и целе-сообразности расходования и списания товарно-материальных цен-ностей;
-обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевре-менности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.
На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и ис-пользованием материальных ресурсов, которая должна предусмат-ривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.
В условиях полной документальной ревизии целесообразно сна-чала проверить организацию складского хозяйства, состояние хране-ния, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по от-дельным направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявле-нием соблюдения установленного порядка нормирования товар-но-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и опе-ративной отчетности об их наличии и движении.
Основными источниками ревизии являются; первичные доку-менты по движению товарно-материальных ценностей, данные ре-гистров аналитического и синтетического учета, инвентаризацион-ные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В обеспечении сохранности и рационального использования то-варно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит нали-чие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля за состояни-ем хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в пер-вую очередь следует уделять внимание организации складского хо-зяйства.
Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей, обеспечению их необхо-димыми весоизмерительными и противопожарными средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответ-ственных работников, инструктаж.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материаль-ной ответственности.
На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства, хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий контроль за указанными операциями, основной формой которого являются документальные ревизии.
В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов,
противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблю-дение действующего порядка клеймения весов и других измеритель-ных приборов, обеспечения ими потребностей ревизуемого предпри-ятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
1.4.Аудиторская проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов.
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления является предварительный и текущий контроль за указанными операциями осуществляемый вышестоящими лицами.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и орприходования указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно -транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно- материальных ценностей и отчетности по их использованию.
Своевременность оформления документов при приемке и отпус-ку ценностей и записи в книги или- карточки складского учета прове-ряется при обследовании мест хранения товарно-материальных цен-ностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтен-ных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по постав-щикам материальных ресурсов.
Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок яв-ляется оперативная и служебная информация.
На проверяемом предприятии изучается учет в журнале посту-пивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и прове-ряется на основании документов фактически поступивший ассорти-мент материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.
Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщи-ков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие сан-кции. Если штрафные санкции не'были удовлетворены, следует вы-яснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или непра-вильным и неполным оформлением исковых материалов через хо-зяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информа-цию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по уче-ту расчетов по претензиям на счете 63 "Расчеты по претензиям" и до-кументов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претен-зиям.
Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", счет 16 "Откло-нения в стоимости материалов", счет 10 "Материалы" в разрезе суб-счетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с прило-женными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования товар-но-материальных ценностей.
При проверке полноты и правильности оприходования покуп-ных материальных ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров.
Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформля-ют внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемны-ми актами, приходными накладными и другими документами, зави-сящими от принятого порядка оформления груза.
Внутренние документы сверяются с сопроводительными доку-ментами поставщиков при проверке полноты оприходования мате-риальных ценностей. При этом проверяются правильность состав-ления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявле-ния претензий к поставщикам или железнодорожной (транспор-тной) организации. Расхождения в количестве и качестве посту-пивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия не-достач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах пос-тавщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, ар-тикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, та-ры и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оп-риходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо све-рить с записями в отчетах материально ответственных лиц, прове-рить правильность бухгалтерских записей и произведенных запи-сей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ве-домости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков товарно-материальных ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7