Рефераты. Аудит процесса заготовки материалов

безвозмездного поступления;

поступления в счет вклада в уставный капитал;

изготовления собственными силами;

принятия к учету списанных непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств;

оприходования излишков, выявленных по результатам инвентаризации и др.

Все факты хозяйственной жизни, связанные с поступлением материалов в организацию, должны быть правильно квалифицированны, т.е. исследованы с точки зрения экономического содержания и юридической формы, что является непременным условием принятия к учету любых его объектов. Кроме того, обязательными условиями для правильного принятия к учету объектов являются оформление операций первичными учетными документами и соблюдение правил оценки.

Вместе с тем, на каждом из этапов учетного процесса (квалификация, первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущее обобщение и группировка, итоговое обобщение и интерпретация информации) могут быть допущены существенные ошибки, которые приведут в дальнейшем к искажению показателей бухгалтерской отчетности. Между тем, информация, содержащаяся в отчетности, имеет важное значение для большого числа пользователей, которые принимают на ее основе экономические решения. С целью минимизации рисков при принятии управленческих решений пользователями отчетности достоверность ее показателей подтверждается аудиторами.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г. № 119-ФЗ, вступивший в действие с 9 сентября 2001г., определяет аудиторскую деятельность, как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью и на основании п. 7 ст. 9 Закона: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности».

Исходя из цели задачами аудита является установление:

фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств);

принадлежность аудируемому лицу (проверяемому предприятию/организации) по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обязательств);

отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);

отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);

отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка);

точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесение доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация);

объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

Целью аудиторской проверки материалов является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Материалы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с материалами действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов.

Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

Исходя из общих задач сформулируем основные задачи аудита операций заготовления материалов. К ним относится установление:

фактического наличия по состоянию на отчетную дату материалов и обоснованность обязательств перед поставщиками материалов, отраженных в отчетности и первичных учетных документах (реальность существования активов и обязательств);

принадлежности аудируемому лицу (предприятию/организации) по состоянию на определенную дату материалов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности и реальность обязательств (наличие прав и обязательств);

отношения хозяйственных операций, связанных с приобретением материалов, к соответствующему отчетному периоду (возникновение);

отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций по заготовлению материалов либо нераскрытых статей в отчетности (полнота);

отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей стоимости материалов (стоимостная оценка);

точности отражения сумм хозяйственной операций, связанных с приобретением материалов, с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация);

объяснение, классификация и описание материалов в соответствии с правилами их отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

Для получения информации при аудите операций заготовления материалов используются первичные учетные документы, формы отчетности, регистры бухгалтерского учета, юридические и другие документы (схема 1).

Наименование источника информации

Назначение и содержание информации

Учетная политика

Изучая Учетную политику в части заготовления материалов аудитор знакомится со способом учета материалов: способами оценки в текущем аналитическом учете процесса приобретения материалов.

Первичные документы (доверенность (М-2, М-2а), приходный ордер (М-4), акт о приемке материалов (М-7), акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35), товарная накладная (Торг-12); документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг)

Информация, полученная из первичных документов, дает аудитору знания о правильности и своевременности оформления аудируемым лицом операций, связанных с приобретением материалов, правильности формирования фактической себестоимости материалов;

Акты инвентаризации;

Аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации, сравнивает данные инвентаризации с учетными данными.

Регистры бухгалтерского учета: главная книга; сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета,

Аудитор проверяет правильность, полноту и своевременность текущей группировки финансово-хозяйственных операций, связанных с приобретением материалов.

Юридические документы

Аудитор устанавливает тип правоотношений, возникающих при поступлении материалов, действительность оценки.

Формы отчетности: бухгалтерский баланс (ф. №1, разд. 2 актива), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5, разд.3, 9), пояснительная записка.

Аудитор подтверждает остатки материалов, отраженные в балансе и информацию, раскрытую в отчетности.

Схема 1. Источники информации при аудите заготовления материалов

В процессе аудита аудитор собирает сведения (аудиторские доказательства) из различных источников. Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах. Аудитор должен собрать надлежащие и достаточные аудиторские доказательства, поэтому очень важным является поиск и отбор информации из различных источников, так как только с ее помощью можно сформулировать правильные выводы.

2. Планирование аудиторской проверки

2.1 Понимание деятельности аудируемого лица

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Факторами, определяющими необходимость понимания деятельности экономического субъекта, являются:Правило (стандарт) №15 Понимание деятельности аудируемого лица

а) экономическая политика экономического субъекта в отчетный период (периоды), ее стратегии и тактики;

б) проводимая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;

в) идентификация хозяйственных операций, осуществляемых экономическим субъектом; возможность качественного проведения аудита;

г) правильность применения нормативно - правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

д) обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:

- основная деятельность;

- инвестиционная деятельность;

- прочие операции, в том числе внереализационные.

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита; информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, подразумевает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание его деятельности, необходимое для управления экономическим субъектом.

Понимание деятельности экономического субъекта зависит от квалификации аудитора и должно быть по возможности достаточным для качественного проведения проверки.

Факторы, влияющие на финансово - хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на:

а) внешние факторы - общие экономические и отраслевые факторы, детальное описание которых приведено в приложении 1 (группы I, II и IV);

б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта, детальное описание которых приведено в приложении А (группы III, IV и V).

До начала проверки аудиторская организация обязана в целом учитывать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита; кроме того, аудиторская организация должна иметь первоначальные знания об особенностях отрасли, правах собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту. Полученные знания она должна использовать при планировании аудита. Руководитель и члены аудиторской группы на всех стадиях аудита обязаны пополнять информацию, необходимую для углубления знаний о деятельности экономического субъекта.

При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выявлять существенные изменения, произошедшие со времени проведения последней аудиторской проверки, в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно предоставлять информацию, необходимую для понимания деятельности этого экономического субъекта, что должно быть предусмотрено в общем плане аудита; при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации.

При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.

Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие источники:

- официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

- статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;

- нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

- результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

- разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта, беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;

- запросы третьим лицам;

- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

- учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

- осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;

- результаты проведения аналитических процедур;

- выполнение необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

- идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;

- результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;

- знакомство с реестром акционеров;

- использование знаний, накопленных за время предыдущей работы аудитора;

- материалы налоговых проверок и судебных процессов.

Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита.

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

- история развития экономического субъекта;

- перечень осуществляемых видов деятельности;

- положения учетной политики и ее последовательные изменения;

- другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

Аудиторская организация должна периодически пополнять и обновлять постоянный файл на основе итогов аудиторских проверок данного экономического субъекта.

Аудитору также рекомендуется применять аналитические процедуры при планировании аудита с целью понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска.Правило (стандарт) №20. Аналитические процедуры Использование аналитических процедур может указать на особенности деятельности аудируемого лица, ранее неизвестные аудитору, и помочь ему при определении характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур.

Если аудитор намерен выполнить аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, ему необходимо учитывать:

а) цели выполнения аналитических процедур, и степень, в которой он считает возможным полагаться на их результаты;

б) особенности аудируемого лица и степень возможного разделения информации (например, аналитические процедуры могут дать лучшие результаты, если они применяются к финансовой информации по отдельным видам деятельности или к отдельным подразделениям, цехам, торговым помещениям аудируемого лица, чем к финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом);

в) наличие информации финансового (сметы, прогнозы) и нефинансового (количество произведенных или проданных единиц продукции) характера;

г) достоверность имеющейся информации (например, аудитору рекомендуется проверить, с достаточной ли тщательностью подготовлены работниками аудируемого лица сметные и прогнозные данные);

д) уместность имеющейся информации (например, аудитору целесообразно понять, были ли сметы составлены на основе ожидаемых результатов или же при их подготовке сотрудники аудируемого лица исходили из поставленных руководством аудируемого лица целей);

е) источник имеющейся информации (например, источники, не зависимые от аудируемого лица, обычно более надежны и дают более объективную информацию, чем внутренние источники);

ж) сопоставимость имеющейся информации (например, может оказаться необходимым дополнить и детализировать данные по отрасли в целом, чтобы их можно было сравнить с данными аудируемого лица, производящего либо продающего специализированную продукцию);

з) знания, полученные аудитором во время предыдущих аудитов, а также понимание аудитором типичных проблем аудируемого лица, которые служили причиной для замечаний и внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Сбор информации о хозяйствующем субъекте с целью понимания деятельности аудируемого лица осуществлялся посредством изучения Устава и бесед с сотрудниками.

Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Ритуальное хозяйство» образовано Постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.01.1992 №20 и является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Свою деятельность предприятие осуществляет на основании Устава.

Юридический адрес предприятия: г. Новосибирск-99, ул. Семьи Шамшиных, 26в.

Учредитель - муниципальное образование г. Новосибирск.

Размер уставного капитала составляет 100 тыс. руб.

Имущество предприятия формируется за счет имущества, закрепленного на праве хозяйственного управления и доходов от хозяйственной деятельности.

Орган, уполномоченный управлять и распоряжаться имуществом МУП «Ритуальное хозяйство» - департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.

МУП «Ритуальное хозяйство» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим полным наименованием и указанием места нахождения.

МУП «Ритуальное хозяйство» является коммерческой организацией, и образовано для решения социальных задач и удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах ритуального назначения, а также получения прибыли, что соответствует п.1 ст.50 ГК РФ.

Предметом и видами деятельности МУП «Ритуальное хозяйство» являются:

- изготовление и реализация предметов похоронного ритуала и атрибутики;

- услуги по организации похорон и захоронению;

- музыкальное и автотранспортное обслуживание похорон;

- фотоуслуги;

- оказание услуг по рытью могил и захоронению на кладбищах г. Новосибирска;

- изготовление всех видов памятников с последующей установкой на кладбищах г. Новосибирска;

- индивидуальное содержание и устройство могил;

- общее содержание кладбищ г. Новосибирска, оказание гарантированного перечня услуг по погребению;

- коммерческая посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

- страховая деятельность;

- оказание услуг по доставке трупов с мест происшествий и лечебных учреждений на судебно-медицинскую экспертизу;

- оказание услуг по доставке трупов из квартир по заявкам граждан в морги г. Новосибирска;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

На деятельность предприятия достаточно сильное влияние оказывают внешние факторы. Во-первых - это нормативно-законодательные акты, в, в частности Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который вносит ограничения на:

- право собственности на имущество;

- участие в качестве учредителей в кредитных организациях;

- распределение прибыли;

- самостоятельность ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Во-вторых - санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.1279-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В-третьих - демографическая ситуация: повышенная смертность ведет к росту доходов предприятия.

МУП «Ритуальное хозяйство» строит свои отношения с другими организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. При этом предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ и Уставу.

Для выполнения уставных целей предприятие имеет право:

- создавать филиалы, представительства;

- утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей;

- заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям, предмету и видам деятельности Предприятия;

- привлекать кредиты, займы по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;

- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;

- передавать в залог, сдавать в аренду или вносить имущество в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ по согласованию с Департаментом в порядке, определенном нормативными правовыми актами муниципалитета;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;

- определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;

- определять размер средств, направляемых на оплату труда работников предприятия и на техническое развитие;

- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществлять материально-техническое обеспечение производства;

- привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.

Предприятие осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям, предмету и видам деятельности Предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.

МУП «Ритуальное хозяйство» обязано:

- выполнять, утвержденные в установленном отраслевым департаментом мэрии порядке, основные экономические показатели деятельности Предприятия;

- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.;

- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

- обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;

- осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности;

- вести статистическую отчетность;

- отчитываться о результатах финансово-хозяйственной деятельности отраслевому департаменту мэрии и об использовании муниципального имущества - Департаменту, с предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска;

- ежегодно перечислять в бюджет города часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, размере и сроки, установленные постановлением мэра.

Единоличным исполнительным органом предприятия является его директор, который назначается отраслевым департаментом мэрии и подлежит обязательной аттестации.

Трудовой договор с директором заключает (изменяет, прекращает) директор отраслевого департамента мэрии в порядке, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.

Директор действует от имени Предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени Предприятия, утверждает структуру и штатное расписание Предприятия, осуществляет прием на работу работников Предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Директор организует выполнение решений собственника имущества Предприятия, отчитывается перед ним по использованию имущества и результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Согласование условий аудита осуществляется посредством направления письма в вышестоящий орган (Приложение Б).

2.2 Существенность и аудиторский риск

В ходе проведения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность информации и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Существенность (применительно к установлению достоверной бухгалтерской отчетности) - это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.п., процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

- изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

- изменение специализации аудиторской организации; значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту; смена руководства аудиторской организации.

Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего года и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускаются единый показатель уровня существенности для конкретной проверки или набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.

Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа ее планирования. Полученное значение уровня существенности должно быть обязательно зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое его значение, расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть обязательно зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

Аудитор должен иметь в виду, что отдельные, отмеченные им искажения сами по себе могут не иметь существенного характера, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в ходе выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут иметь существенный характер. Возможны несколько случаев.

1) Аудитор вправе сделать вывод о том, что:

- отчетность проверяемого хозяйствующего субъекта является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;

- количественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными.

2) Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;

- отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

3) Используя профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий: отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Определим уровень существенности для статьи баланса «Материалы», используя относительный уровень существенности, приведенный в таблице 1, а также числовое значение базового показателя.

Таблица 1 - Относительные уровни существенности в зависимости от доли оборотных активов в валюте баланса.

Доля в валюте баланса

Уровень существенности в %

10-30%

6%

30-60%

5%

60-90%

4%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.