Благодаря выверенной финансовой стратегии, путем заключения партнерских соглашений и слияний с другими банками, а также благодаря планомерному росту уставного капитала банка и всех финансовых показателей ОАО «УРСА-банк» является наиболее динамично развивающимся финансово-кредитным учреждением Сибирского региона. По ряду финансовых показателей ОАО «УРСА-банк» стал абсолютным лидером среди банков Сибирского федерального округа и вошел в десятку крупнейших региональных банков России.
ОАО «УРСА Банк» - крупнейший сетевой банк России, предлагающий универсальную линейку продуктов и услуг как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц.
УРСА Банк придерживается сбалансированной бизнес-модели - финансовое, розничное и корпоративное направления занимают равный объем в структуре активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний отдельных рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.
Корпоративному бизнесу УРСА Банк предлагает схемы финансирования с использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга, широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование и долгосрочное финансирование с привлечением международных средств.
Оптимизировать денежные потоки корпоративных клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств в векселя и депозиты банка.
Казначейство банка проводит межбанковские операции, операции с ценными бумагами на внутрироссийском и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов.
Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. В банке действует ряд программ, в том числе и совместных с международными финансовыми институтами, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России. Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой Банка во многих регионах страны.
Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес - во многих регионах УРСА Банк является лидером по этим направлениям. А по объемам розничного кредитования входит в десятку крупнейших российских банков.
Приоритетными для УРСА Банка являются такие широко востребованные программы кредитования, как автокредитование и ипотека. Ряд новейших, по-своему уникальных продуктов, разработанных специалистами банка, клиенты-частные лица уже имеют возможность использовать и оценить.
Банк является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем.
2.2 Проверка постановки бухгалтерского учета и оценки эффективности внутрибанковского контроля
В ходе реализации программы аудита используются общие и специфические для данного раздела аудиторские процедуры. При детальной проверке постановки бухгалтерской работы они представляют собой перечень конкретных действий аудитора при обследовании постановки аналитического и синтетического учета.
При ознакомлении и анализе организации построения бухгалтерской службы и определении ее места в системе управления панком изучаются:
структура бухгалтерии и операционного отдела;
должностные обязанности бухгалтерских работников;
их квалификация;
системы дополнительного и последующего контроля;
организация документооборота;
возможности высказывания самостоятельных суждений.
Полученные данные сравниваются и оцениваются применительно к объему и специфике выполняемых банком операций, а также требованиям Центрального банка к учетной политике.
При обследовании способов работы с документами изучаются первичные денежно-расчетные документы, проведенные по лицевым счетам и помещенные в папки «Документы дня». Проверяется правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие подписей должностных лиц клиентов и банка, оттисков печати. Документы проверяются с точки зрения законности совершенных операций, соблюдения очередности их оплаты с расчетных и текущих счетов клиентов, правомерности оплаты ссудных и других счетов, проверяется правильность оформления «овердрафта».
При проверке правильности ведения регистров аналитического и синтетического учета сравниваются формы используемых регистров с предусмотренными Центральным банком, также порядок их формирования, подписания и распечатывания с порядком, предусмотренным Центральным банком и учетной политикой.
Все случаи выявленных расхождений документируются, и при необходимости службе бухгалтерского учета предлагается внести исправления в регистры учета в установленном порядке.
Виды и объемы аудиторских доказательств определяются спецификой и объемом проверяемых операций. Наиболее общими для проверяемых операций бухгалтерского учета доказательствами являются доказательства, полученные аудиторами непосредственно в результате исследования банковских операций от момента их возникновения до отражения в регистрах синтетического учета с использованием первичных денежно-расчетных документов, лицевых счетов и других регистров аналитического и синтетического учета.
Методы получения аудиторских доказательств могут включать:
· проверку расчетов процентных доходов и расходов банка и отражение на соответствующих лицевых и балансовых счетах;
· тестирование в части учета и оформления наиболее важных банковских операций;
· инвентаризацию имущества и финансовых обязательств банка (включая проверку реальности дебиторской и кредиторской задолженностей, состояние вложений в совместную хозяйственную деятельность, портфель учтенных векселей, ценных бумаг, кредитный портфель);
· проверку соблюдения правил учета отдельных банковских операций, включая операции по внутрихозяйственной деятельности;
· подтверждения (остатки по клиентским счетам должны иметь письменные подтверждения по состоянию на начало года);
· выявление нетиповой корреспонденции счетов, использование балансовых счетов не по назначению, что может быть выявлено при проверке первичных денежно-расчетных документов, лицевых счетов;
· изучение постановки внутреннего контроля и проверка соблюдения законодательства о бухгалтерском учете, выполнение нормативных требований ЦБ РФ в части постановки бухгалтерского учета, соблюдения сроков и качества представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.
В условиях компьютерной обработки документации аудит может проводиться с помощью машинно-ориентированных или ручных процедур. Ручные процедуры осуществляются традиционным способом: аудитор отмечает проверенные документы на таблицах-распечатках. В условиях системы компьютерной обработки данных (КОД) аудитор может выполнять машинно-ориентированные процедуры. В этом случае могут использоваться специально разработанные контрольные примеры для тестирования алгоритмов КОД. Например, для проверки правильности начисления процентов по депозитам аудитор должен ввести в компьютер банка значения конкретных сумм по депозитным счетам.
Аудитор также может применять специальные средства для проверки содержания компьютерных файлов банка. Для этого должны быть подготовлены программы, которые могли бы самостоятельно анализировать содержимое таких файлов, сортировать по разным признакам (по дате, сумме, содержанию) хранящиеся в них описи, распечатывать в нужной аудитору форме.
Рекомендуется проводить машинно-ориентированные процедуры не с самим файлом клиента, а с его копией, поскольку любые изменения такого файла, проводимые аудитором, и его возможная порча не должны оказывать влияния на компьютерные данные системы КОД банка. Такие процедуры должны проводить квалифицированные специалисты.
Как правило, аудиторы не являются специалистами по компьютерному бухгалтерскому учету. Тем не менее, они должны иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия таких знаний необходимо использовать работу экспертов в области информационных технологий.
Действия аудиторов в среде компьютерной обработки данных предусмотрены в международных и российских стандартах аудиторской деятельности. В частности, они содержат рекомендации по проверке надежности средств внутреннего контроля в среде КОД. Аудиторы должны проанализировать систему контроля подготовки бухгалтерских данных, проверить, какие меры предусмотрены у банка для предотвращения ошибок и фальсификаций. Рекомендуется изучить, как контролируется работа с данными нормативно-справочного характера.
Особое внимание должно уделяться своевременному внесению в рабочий план счетов и программное обеспечение корректировок при изменениях законодательства и нормативных актов в части бухгалтерского учета и налогообложения. Аудиторы должны проверять правильность изменения алгоритмов расчетов, своевременную замену устаревших бланков и форм, соответствие их действующим нормативным документам.
2.3 Типичные ошибки, выявленные в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
Ошибки, выявляемые в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля, классифицируются по трем группам. Первая группа ошибок связана с ведением регистров аналитического и синтетического учета, вторая - с постановкой внутрибанковского контроля, третья - с учетом и оформлением отдельных видов банковских операций как по счетам клиентов, так и по внутрибанковским счетам. К ошибкам первой группы относятся различные нарушения в порядке ведения: лицевых счетов; книги регистрации счетов; ежедневных балансов.
При этом, как правило, нарушения сводятся к отклонениям от установленных Центральным банком нормативных требований в части соблюдения форм лицевых счетов, ежедневных балансов, порядка их формирования, подписания и распечатывания. Так, в формах лицевых счетов у некоторых банков вместо номера корреспондирующего счета указывается номер корреспондентского счета банка, куда направляется денежный перевод. Приводятся дополнительные реквизиты: ИНН и идентификационный код банка-корреспондента, что не соответствует требованиям Правил ведения бухгалтерского учета. Распространенной практикой является формирование баланса и его распечатывание в форме оборотной ведомости, в то время как форма ежедневного баланса, предусмотренная Приложением №7 Правил ведения бухгалтерского учета, предусматривает иную форму баланса, где по каждому активному счету при создании резерва на возможные потери предусматривается выведение остатка счета за минусом созданного резерва.
Существенной ошибкой в ведении регистров учета, которая выявляется аудиторами, считается отсутствие в ежедневном балансе записей о произведенной сверке аналитического и синтетического учета.
В некоторых случаях нарушается установленный Банком России порядок распечатки материалов аналитического и синтетического учета, в соответствии с которым ежедневному распечатыванию подлежат лицевые счета, ежедневный баланс. Замечания вызывают порядок оформления и хранения документов дня. На лицевой стороне папки не указываются данные о количестве документов, помещенных в папку, их сумме, отсутствуют подписи должностных лиц о произведенной сверке документов с оборотной ведомостью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5