Программы аудиторских процедур составляются аудиторами (старшими аудиторами) для каждого направления аудита и отражаются в документе «Программа аудита». По существу такая программа является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля за надлежащим выполнением работы. В программу аудита могут быть также включены предпосылки для подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности к аудиту и время, запланированное на проведение различных процедур аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при проведении процедур проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Изменения в общем плане и программе аудита
Общий план и программа по мере необходимости в ходе аудита могут уточняться и пересматриваться в зависимости от изменения условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур. Причины и результаты изменений подлежат отражению в рабочих документах.
Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
Структура и содержание разделов учета
При планировании работ предлагается использовать приведенные ниже структуру и содержание разделов учета:
-- состав бухгалтерии и ее структурная схема;
-- наличие учетной политики;
-- наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия;
-- наличие рабочего плана счетов и его особенности;
-- наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
-- форма бухгалтерского учета;
-- применение в учете и управлении компьютерных программ;
-- наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением;
-- наличие форм первичных учетных документов, отличных от типовых;
-- наличие положения о порядке проведения инвентаризации и организации инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов ее заседаний).
Аудит основных средств
Цель аудита основных средств, а также нематериальных активов, заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации.
При этом аудит проводится в соответствии с Законом об аудите и ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
В ходе проверки основных средств (ОС), если планом аудита не предусмотрено иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство, обязательства по налогу на имущество и т.п.
Теоретические аспекты аудита основных средств и нематериальных активов могут быть представлены в виде общей схемы, включающей несколько этапов.
1. Определение цели и задач аудиторской проверки.
2. Планирование и разработка рабочей программы аудита.
3. Составление аудиторского заключения.
4. Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации учета. Для достижения цели аудитору необходимо:
-- оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;
-- определить методы проверки;
-- разработать программу аудиторских процедур по существу. Для разработки эффективного подхода к аудиту основных средств
и нематериальных активов на стадии планирования производится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется непосредственно в ходе проверки. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля и созданию условий для него), средств контроля и системы бухгалтерского учета.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен:
-- проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств и нематериальных активов;
-- осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота;
-- провести анализ соответствия применяемой формы учета;
-- проверить наличие регистров налогового учета;
-- установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитор может применить тестирование. Некоторые тесты целесообразно выделить в отдельные блоки (например, правильность расчета амортизационных отчислений и др.).
При планировании аудита прежде всего составляется рабочая программа, в которой содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о ее правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т.д.
В программу аудита целесообразно включать следующие контрольные процедуры:
-- проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам и нематериальным активам;
-- оценку сохранности и проверку наличия (инвентаризацию или ее результаты);
-- проверку документального оформления;
-- проверку правильности формирования первоначальной (восстановительной) стоимости;
-- проверку обоснованности и размера начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
-- проверку операций с основными средствами в рамках заключенных договоров лизинга;
-- анализ и обобщение результатов аудита.
Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:
-- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;
- приказ об учетной политике организации;
- регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;
-- первичные документы по отражению операций по основным средствам;
-- бухгалтерскую отчетность.
Операции с основными средствами можно укрупненно объединить в три группы:
-- приобретение(получение);
-- процесс эксплуатации (начисление амортизации);
-- выбытие (списание).
Приобретение основных средств
В соответствии с п. 7,8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 25н, объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В рассматриваемом случае фактическими затратами, формирующими первоначальную стоимость ОС, является сумма, уплачиваемая продавцу по договору.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве ОС. Например, затраты по приобретению холодильников отражаются по дебету счета 08, субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, подлежащая уплате продавцу, отражается по дебету счета 19, субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», в корреспонденции со счетом 60.
При погашении задолженности перед продавцом в учете делается запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость холодильника, введенного в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается с кредита счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, на консервации и т.д. Не введенный в эксплуатацию холодильник, на наш взгляд, продолжает учитываться на счете 08, субсчет 08-4, до момента ввода в эксплуатацию, поскольку объект рассматривается как основное средство только после начала его фактического использования и, соответственно, оформления формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Сумму НДС, уплаченную контрагенту, организация на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую оплату в полном объеме, после принятия на учет объекта ОС. Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 19, субсчет 19-1.
Для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета расходы по приобретению амортизируемого имущества не признаются расходами (п. 5 ст. 270 НК, п. 3 ПБУ 10/99).
Для целей налогового учета в соответствии с п. 1 ст. 256 НК объекты ОС признаются амортизируемым имуществом, поскольку находятся у организации на праве собственности, используются для получения дохода и их стоимость погашается посредством начисления амортизации. Первоначальная стоимость ОС определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 257 НК. В данном случае к налоговому учету основные средства принимаются по той же первоначальной стоимости, что и к бухгалтерскому учету.
Приобретение оборудования, требующего монтажа
Приобретенное оборудование, требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции с кредитом счета 60 по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплачиваемая поставщику (без учета НДС).
Сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования, требующего монтажа, отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право принять к вычету после завершения работ по монтажу оборудования и зачисления его на учет в составе основных средств с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 НК (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК), при условии наличия счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую оплату поставщику (п. 1 ст. 172 НК).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5