34
Оглавление
Предварительное планирование 2
Общий план аудита 3
Программа аудита 7
Изменения в общем плане и программе аудита 8
Структура и содержание разделов учета 9
Аудит основных средств 9
Приобретение основных средств 12
Приобретение оборудования, требующего монтажа 14
Приобретение зданий и другого недвижимого имущества 15
Лизинговые операции с объектами основных средств 17
Модернизация объектов основных средств 18
Амортизация основных средств 19
Выбытие основных средств 22
Передача основных средств в счет вклада в уставный капитал 26
Списание полностью самортизировавшего имущества 28
Продажа основных средств 29
Списание в результате чрезвычайных обстоятельств 30
Практика нахождения уровня существенности в аудите 31
Список используемой литературы 33
Приложение № 1 34
Приложение №2 37
Предварительное планирование
Несмотря на то что ФПСАД № 3 не предусматривается этап предварительного планирования, считается достаточно важным и существенным, так как именно на этом этапе аудитор имеет возможность ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию:
1) о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта;
2) внутренних факторах, воздействующих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
3) организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
4) видах производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции;
5) структуре капитала и курсе акций;
6) уровне рентабельности; и т.д.
Следует отметить, что в современной практике как российского, так и западного аудита большое внимание уделяется именно предварительному планированию. Оно осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о проведении аудита. Предварительное планирование состоит:
-- из общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью клиента;
-- определения состава специалистов для проведения аудита;
-- установления общих затрат времени на проведение аудита. Документируется этап предварительного планирования в бланке.
Общий план аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения проверки. Этот план должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем его форма и содержание могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
-- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
-- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
-- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
-- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
-- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
-- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
-- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
-- установление уровней существенности для аудита;
-- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
-- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
-- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
-- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
-- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление деятельности, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
-- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
-- привлечение экспертов;
-- количество территориально обособленных подразделений аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
-- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
-- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
-- обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
-- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
-- стаж работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
-- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, ПСАД и условиями конкретного аудиторского задания.
Подготовка общего плана аудита отражается в бланках, именуемых «Данные по планированию аудита» и «Общий план аудита». Подготовка общего плана аудита состоит:
-- из получения более полной и подробной информации о деятельности клиента и его организационной структуре;
-- изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных программ;
-- изучения и оценки степени надежности системы внутреннего контроля;
-- определения стратегии аудита;
-- установления критических областей и вопросов, значимых для аудита;
-- рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей объекту проверки внутренней надежности;
-- определения уровня существенности и точности;
-- определения возможности применения для целей аудита компьютерных средств обработки данных;
-- определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить;
-- уточнения пожеланий клиента в отношении сроков и графика проведения проверки, а также процедур, не требующихся непосредственно для подготовки аудиторского заключения;
-- определения необходимости привлечения к проверке специалистов в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.
Информация о клиенте, включая сведения об особенностях его деятельности, применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля содержится в названных выше бланках или иной рабочей документации аудитора.
По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита, при этом определяются области, значимые для аудита, а также выявляются бухгалтерские счета и операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются малозначимыми (несущественными) для аудита и могут не проверяться. Кроме того, устанавливаются статьи баланса и показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы состав и структура этих статей и показателей, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом либо запланированным уровнем, и пр.
Для значимых областей определяются приемы и методы их проверки: в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу, а в каких с использованием тестов, аналитических либо пересекающихся процедур; в каких случаях можно опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты средств контроля; в каких областях необходима сплошная проверка, а в каких -- достаточно ограничиться аудиторской выборкой.
К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего такие, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
К областям, малозначимым для аудита (несущественным), могут быть отнесены такие операции, по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. Определяются области (вопросы, аспекты) учета, на которые необходимо обратить внимание в связи с изменениями, которые произошли у клиента, либо с изменениями во внешнем регулировании.
В стратегии аудита отмечается возможное изменение приемов и методов аудита в связи с изменениями, произошедшими с момента последнего аудита. Например, внедрение новых производственных технологий потребует проверки методов формирования себестоимости; введение новых мер внутреннего контроля позволит, при допущении высокого уровня их надежности, снизить время и издержки на проведение аудита за счет изменения стратегии (применения вместо аудиторских процедур по существу тестов средств контроля); изменение порядка учета какой-либо операции или раскрытия информации в отчетности потребует проверки правильности ведения учета и представления данных в отчетности.
Планируемые виды работ (приемы и методы проверки) по значимым для аудита областям, сроки их проведения и исполнители отражаются в «Общем плане аудита». При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана, который должен быть оформлен документально и содержать объем проверки и порядок ее проведения.
Программа аудита
Подготовка программы аудита осуществляется на основании его общего плана. Она является детально разработанным перечнем содержания аудиторских процедур (их характера, рамок, объема), необходимых для реализации плана аудита.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5