*описание предварительного этапа планирования аудита;
*формулирование принципов подготовки общего плана и програм-мы аудита;
* описание порядка подготовки и составления общего плана и про-граммы аудита.
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с эконо-мическим субъектом о проведении аудита.
Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидае-мого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разра-ботке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснован-ного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При планировании кроме общих принципов должны также соблюдаться частные принципы:
* комплексности;
* непрерывности;
* оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования -- от предвари-тельного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий труппе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделени-ям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно кор-ректировать планы и программы проведения аудита с учетом измене-ний в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе плани-рования аудиторская организация должна обеспечить вариантность пла-нирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Планирование аудита включает следующие основные этапы:
* предварительное планирование аудита;
* подготовка и составление общего плана аудита;
* подготовка и составление программы аудита.
СБОР АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧИХ ДОКУМЕНТОВ
В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.
Количество информации, необходимой для аудиторских оце-нок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего про-фессионального суждения обязан самостоятельно принять реше-ние о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономи-ческого субъекта. При выборе методов получения доказательств следует иметь в виду, что финансовая информация может быть существенно искажена.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешни-ми и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства -- это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или уст-ном виде.
Внешние аудиторские доказательства -- это информация, по-лученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).
Смешанные аудиторские доказательства -- это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
По степени ценности и достоверности для аудиторской орга-низации эти виды доказательств располагаются следующим обра-зом: внешние доказательства, затем смешанные и внутренние до-казательства.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и дос-таточными. Их достаточность в каждом конкретном случае опреде-ляются аудиторами самостоятельно на основе оценки ве-личины их аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств.
Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, пре-доставленные экономическим субъектом.
Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверны; чем устные.
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих плани-рование, выполнение и изложение результатов аудиторских про-цедур. Данные полученных доказательств используются при со-ставлении аудиторского заключения и отчета руководству прове-ряемого предприятия по результатам аудита.
Источники аудиторских доказательств. Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) явля-ются:
первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
бухгалтерская отчетность.
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в резуль-тате исследования хозяйственных операций.
Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от конкретных обстоятельств проверки.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует дока-зательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из друго-го источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоре-чии и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.
Если экономический субъект не представил аудиторской орга-низации существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по ка-кому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обя-зана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское ':
заключение, отличное от безусловно положительного.
В общем виде метод -- это способ исследования явлений, систем, процессов, созданных человеком. Основой исследования сложных систем является диалектический метод, в пределах кото-
димых при составлении аудиторского заключения, а также-для подготовки письменной информации аудитора руководству эко-номического субъекта по результатам проведения аудита.
Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопро-вождаться обязательным документированием, т.е. отражением по-лученной информации в рабочей документации аудита, оформ-ленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) ауди-торской деятельности.
К рабочей документации аудита относятся:
планы и программы проведения аудита;
описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
описание СВК и организации бухгалтерского учета экономи-ческого субъекта;
аналитические документы аудиторской организации;
другие документы.
Приводим примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской орга-низации: \
1) материалы относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;
2) извлечения из копий учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов (договоров, контрактов, протоколов и т.п.);
3) материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита;
4) записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документо-оборота или комбинации их);
5) аналитические материалы хозяйственных операций и остат-ков по счетам бухгалтерского учета;
6) записи, содержащие анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта;
7) записи о характере, дате проведения и объеме проведенных" аудиторских процедур и результатах таких процедур;
8) материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами;
9) сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры;
10) копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом экономического субъекта;
11) копии переписки или .записи обсуждений :во. время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникшие в процессе аудита, включая условия проведения аудита;
12) письма-подтверждения, полученные : от . экономического субъекта;
13) копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта;
14) выводы, сделанные аудиторской организацией, по результатам аудита.
Рабочая документация может быть создана аудиторской орга-низацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в,ра-бочую документацию аудита, определяются аудиторской органи-зацией исходя из:
характера проводимой работы;
характера и сложности деятельности экономического субъекта;
состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; надежности системы внутреннего. контроля экономического субъекта;
необходимого уровня руководства и контроля за работой пер-сонала аудиторской организации при выполнении отдельных про-цедур,
Формы рабочей документации самостоятельно разрабатывают-ся аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудитор-скую деятельность в Российской Федерации, не предписывают та-кие формы.
Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия данного экономического субъекта.
Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии; полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6