2
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты проведения аудита по оплате труда
1.1 Цели и задачи аудита
1.2 Программа аудита
1.3 Подготовка рабочей документации аудита
1.4 Методы получения аудиторских заключений
2. Аудит операций по оплате труда
2.1 Аудит начисления оплаты труда
2.2 Аудит распределения средств на оплату труда
2.3 Проверка выплаты премий
2.4 Аудит удержаний из оплаты труда
2.5 Аудит прочих обязательных удержаний
2.6 Аудиторская проверка удержаний по инициативе организации
2.7 Аудит расчетов по единому социальному налогу
3. Аудиторская проверка операций по оплате труда на материалах ООО «Спутник»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Аудит расчетов по оплате труда является одним из наиболее сложных. После принятия нового Трудового кодекса Российской Федерации в 2002 году государство перестает рассматриваться как основной работодатель, и ему предоставляются только функции арбитра в отношениях между работодателями и наемными работниками. Тем самым в Российской Федерации установлены новые основы трудовых отношений.
Среди положений, введенных ТК РФ, можно выделить следующие нормы:
· установление минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума (при этом переход на новые правила установления минимальной оплаты труда должен быть определен отдельным федеральным законом);
· установление ответственности работодателей за несвоевременную выплату заработной платы: за все время задержки должны уплачивать пени (работник, в свою очередь, имеет право отказаться от работы на пятнадцатый день задержки выплаты заработной платы за соответствующий период с сохранением заработной платы за все время отказа от работы);
· изменение продолжительности основного ежегодного отпуска, который после 1 февраля 2002 г. составляет 28 календарных дней, а также изменения порядка его предоставления (в частности, отпуск за первый год работы может быть использован работником по истечении шести месяцев, а не одиннадцати, как было ранее);
· обязательная компенсация за установление работнику режима ненормированного рабочего дня: в любом случае должен быть предоставлен дополнительный отпуск или предусмотрена дополнительная оплата за переработку сверх нормальной (сокращенной) продолжительности рабочего времени;
· изменение условий труда и оплаты труда совместителей (совместительство может иметь место у неограниченного числа работодателей, но у каждого из них не более четырех часов в день и шестнадцати часов в неделю);
· определение новых основ привлечения работников к сверхурочным работам (такие работы могут иметь место, в частности, с письменного согласия самого работника);
· изменение правил предоставления отдельных гарантий и компенсаций;
· регулирование труда отдельных категорий работников непосредственно ТК РФ.
Целью данной курсовой работы: изучения аспектов аудита операций по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
· проверка соблюдения законодательства о труде;
· проверка документального оформления трудовых соглашений;
· проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;
· проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
В результате проведенного аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения в учете расчетов по оплате труда. Аудитору следует обратить внимание администрации на выявленные нарушения и дать рекомендации по их устранению.
1. Теоретические аспекты аудита операций по оплате труда
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:
· оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
· оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
· оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
· проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
· проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: ПСАД №15 «Понимание деятельности экономического субъекта» и ПСАД №3 «Планирование аудита». В последнем предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (табл.1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение А).
Таблица 1. Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнитель
1. Аудит оформления первичных документов
2. Аудит системы начислений заработной платы
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов. На аудит операций по оплате труда составим описание аудиторских процедур (Приложение).
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства (Приложение) и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (Приложение).
Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора формы РД-1(Д) (Приложение):
· документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;
· документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка «Нарушений не выявлено».
Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД-1(Д) и ОД-2(Д).
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используются следующие методы и приемы:
· проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
· проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
· устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
· проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется
для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль над учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросы аудитора при предварительной оценке состояния расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6