6. Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденным приказом ЦБ РФ от 15.06.95 №02-125;
7. Временным порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными бескупонными облигациями в коммерческих банках, утвержденным приказом ЦБ РФ от 06.05.93 №02-78;
8. Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденным приказом ЦБ РФ от 07.02.97 №02-34;
9. Правилами бухгалтерского учета облигаций федеральных займов (ОФЗ), утвержденными приказом ЦБ РФ от 13.06.95 №02-124;
10. Указанием ЦБ РФ «О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг» от 05.02. 99 №497-У;
11. Указанием ЦБ РФ «О порядке переоценки кредитными организациями долговых обязательств Российской Федерации, обращаемых на ОРЦБ» от 08.10.99 №659-У;
12. Письмом ЦБ РФ «О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг» от 08.12.94 №127 (в ред. Указания ЦБ РФ от 29.12.98 №466-У);
13. Указанием ЦБ РФ «О порядке переоценки кредитными организациями долговых обязательств Российской Федерации, обращаемых на ОРЦБ» от 08.10.99 №659-У.
2.2 Объекты аудита, цели, задачи, источники информации
Аудит деятельности коммерческого банка на рынке ценных бумаг необходимо начинать с выяснения следующих общих положений является ли кредитная организация эмитентом, владельцем ценных бумаг или профессиональным участником рынка ценных бумаг; имеется ли лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, какие виды деятельности разрешены лицензией.
При этом аудитор должен учитывать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
- установления обязательных требований к деятельности эмитентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандарта.
- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
ЦБ РФ осуществляет лицензирование следующих видов профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг:
- брокерской деятельности, за исключением операций с физическими лицами;
- брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;
- дилерской деятельности;
- деятельности по доверительному управлению ценными бумагами;
- депозитарной деятельности;
- клиринговой деятельности.
Аудитор должен проверить выполнение банком требований законодательства об информационном обеспечении рынка ценных бумаг, владельцев ценных бумаг и инвесторов и в связи с этим убедиться, что коммерческим банком представляется требуемая отчетность и информация; внедрено соответствующее программное обеспечение для представления требуемой информации; накапливаются сведения о ценах и котировках ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в целях представления информации инвесторам; обеспечено публичное информирование инвесторов об их праве получить информацию о рынке ценных бумаг, а также о порядке представления жалоб и заявлений инвесторов в соответствии с требованиями закона.
Аудитор должен внимательно ознакомиться с внутрибанковской нормативной документацией и дать оценку ее качества с точки зрения соответствия действующему законодательству и нормативным требованиям Банка России. При проведении аудиторских процедур все эти документы должны использоваться аудитором как источники аудиторских доказательств.
Учитывая высокую зависимость риска и доходов по операциям с ценными бумагами от квалификации сотрудников, аудитору необходимо детально ознакомиться и оценить структуру внутренних opraнов, осуществляющих оперативную деятельность на рынке ценных бумаг от имени банка, квалификацию сотрудников. Для этого необходимо запросить в банке Положение о подразделениях банка, на которые возложены функции по проведению операций с ценными бумагами, а также должностные инструкции работников этих подразделений. При этом необходимо проанализировать соответствие этих подразделений действующей структуре управления банком, наличие в Положениях описания взаимодействия структурных подразделений банка при проведении операций с ценными бумагами, а также квалификационных требований к работникам, осуществляющим эти операции.
Чтобы оценить аудиторский риск, уровень существенности и объемы аудиторской выборки, необходимо проанализировать структуру портфеля ценных бумаг в динамике за проверяемый период и лишь после этого приступить к непосредственной проверке правильности совершения этих операций банком и отражения их в учете.
2.3 Методика проведения аудита дилерских операций
Операции по купле-продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет отражаются банком на балансовых счетах и на счетах раздела Г «Срочные операции».
В соответствии с «Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18.06. 97 №61 все вложения банков в ценные бума (кроме векселей) классифицируются следующим образом:
- вложения банков в долговые обязательства - счета 501 «Долговые обязательства Российской Федерации», 502 «Долговые обязательства субъектов Российской федерации и местных органов власти», 503 «Долговые обязательства банков», 504 «Прочие долговые обязательства», 505 «Долговые обязательства иностранных государств», 506 «Долговые обязательства банков-нерезидентов», 507 «Прочие долговые обязательства нерезидентов»;
- вложения в акции -- счета 508 «Акции банков», 509 «Прочие акции», 510 «Акции банков-нерезидентов», 511 «Прочие акции нерезидентов».
В качестве долговых обязательств Российской Федерации на рынке ценных бумаг обращаются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов с постоянным (ОФЗ) и переменным (ОФЗ -- ПД) доходом (счет 501). На счета 503 «Долговые обязательства банков» учитываются облигации ЦБ РФ, обращающиеся на рынке ценных бумаг, что регламентировано Указанием ЦБ РФ от 01.09.98 №337-У «О бухгалтерском учете кредитными организациями операций с облигациями ЦБ РФ и осуществлении расчетов по ним». Для учета вложений в другие ценные бумаги (кроме векселей), которые ГК РФ, законами о ценных бумагах отнесены к числу ценных бумаг, используются счета 502-511. Например, облигации местных органов власти должны быть учтены на счете 502; купленный облигации и депозитные сертификаты банков -- на счетах 503, 506; акции -- на счетах 508 -- 511 и т.д.
Вложения в ценные бумаги, учтенные на счетах 501-511, в зависимости от цели приобретения подразделяются натри категории и учитываются на соответствующих счетах второго порядка:
- вложения в ценные бумаги, приобретенные по операциям РЕПО, -- счет 50101- 51101- ценные бумаги, при покупке которых у кредитной организации возникает обязательство по обратной последующей продаже ценных бумаг через определенный срок по заранее фиксированной цене;
- вложения в ценные бумаги, приобретенные для перепродажи, -- счета 50102 -- 51102 -- ценные бумаги, находящиеся в портфеле кредитной организации менее 6 месяцев;
- вложения в ценные бумаги, приобретенные для инвестирования, -- счета 50103 -- 51103 -- ценные бумаги, которые хранятся в портфеле кредитной организации 6 месяцев и более.
Основными документами, которые запрашивает аудитор для осуществления проверки законности, обоснованности и правильности совершения инвестиционных операций банка с государственными ценными бумагами, являются:
- баланс банка на начало года и на проверяемую отчетную дату
- ежемесячные оборотно-сальдовые ведомости;
- ведомость остатков счетов второго порядка балансового счета 501;
- журналы лицевого учета (по видам и выпускам государственных облигаций);
- журналы оборотов по операциям с государственными облигациями;
- журнал сводных итогов операций с облигациями;
- заявки банка в торговую систему о купле-продаже ценных бумаг за проверяемый период;
- выписки из реестров сделок с ценными бумагами на ММВБ за проверяемый период;
- распоряжения отдела ценных бумаг бухгалтерии банка об отражении осуществленных сделок с государственными ценными бумагами на счетах бухгалтерского учета;
- регистры аналитического учета;
- документы дня банка (на выборку).
Аудит операций банка с государственными краткосрочными облигациями в качестве дилера включает:
- проверку наличия договоров с ЦБ РФ, ММВБ;
- проверку полномочий трейдера;
- подтверждение достоверности бухгалтерского учета по инвестиционным операциям;
- проверку балансового учета расчетов на ОРЦБ по итогам операций на рынке облигаций;
- подтверждение достоверности отнесения на счета доходов или расходов сальдо накопленного процентного (купонного) дохода;
- проверку наличия регистров аналитического учета;
- проверку соответствия данных аналитического и синтетического учета, для чего сверяются остатки по соответствующим счетам в сальдовой ведомости, по лицевым счетам и в соответствующих журналах на проверяемую дату;
- оценку качества сформированного портфеля ценных бумаг;
- проверку наличия и соответствия учета на счетах ДЕПО приобретенных ценных бумаг;
- проверку правильности и своевременности открытия счетов, включая инвестиционный и торговый портфели банка.
Аудит инвестиционных операций с ценными бумагами других эмитентов включает:
- проверку соответствия договоров на куплю-продажу ценных бумаг юридическим нормам;
- проверку правильности передачи ценных бумаг и соблюдения требований по хранению сертификатов ценных бумаг, своевременности оформления прав собственности на ценные бумаги;
- проверку правильности осуществления бухгалтерских проводок и отражения ценных бумаг по соответствующим счетам;
- оценку качества сформированного портфеля ценных бумаг с точки зрения ликвидности и риска вложений.
Страницы: 1, 2, 3