Рефераты. Аудит операций банка с ценными бумагами

- обеспечения сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При определении прав и обязанностей проверяемой организации в договоре рекомендуется отразить положения о необходимости или возможности следующих действий:

- создания аудиторским организациям условий для своевременного и полного проведения проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации, обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи по запросу аудиторов разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

- получения от аудиторских организаций информации о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для аудиторских замечаний в выводов;

- обращения в орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, с заявлением о проверке качества аудиторского заключения;

- оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- воздержания от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;

- исключения давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации.

В разделе об ответственности сторон и порядке решения споров рекомендуется предусмотреть:

- виды и меру ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

- обстоятельства, исключающие ответственность за частичное яды полное неисполнение обязательств по договору;

- возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке.

1.3 Виды, источники, методы получения аудиторских доказательств

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации аудиторская фирма должна осуществить ряд аудиторских процедур с целью получения достаточных аудиторских доказательств. Стандартом «Аудиторские доказательства» выделены три группы доказательств.

1. Внутренние аудиторские доказательства -- информация, полученная от кредитной организации в письменной и устной форме.

2. Внешние аудиторские доказательства -- информация, полученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

3. Смешанные аудиторские доказательства -- информация, полученная от кредитной организации в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

Ценность и достоверность полученных доказательств зависит от многих условий, в том числе от источника и способа получения и формы представления информации.

Полученные аудиторские доказательства должны быть достаточными и качественными. Качество доказательств определяется степенью их ценности и достоверности, а достаточность зависит как от их качества, так и от степени аудиторского риска.

Источниками получения аудиторских доказательств могут быть:

- первичные документы кредитной организации и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета кредитной организации;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации;

- устные высказывания сотрудников кредитной организация и третьих лиц;

- результаты сопоставления одних документов кредитной организации с другими, а также сопоставление документов кредитной организации с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества кредитной организации, проводимой сотрудниками кредитной организации;

Среди методов получения аудиторских доказательств необходимо выделить следующие:

1. Проверка арифметических расчетов клиента.

2. Инвентаризация. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации: принять участие в проведении инвентаризации с целью проверки надежности средств контроля; изучить реальность активов и обязательств кредитной организации.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

4. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, банковских счетах, счетах расчетов по отдельным операциям, вложений и обязательств, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства кредитной организации в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.

5. Устный опрос персонала, руководства кредитной организации и независимой (третьей) стороны.

6. Проверка документов. Аудитор должен убедиться в реальном существовании конкретного документа.

7. Прослеживание. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах кредитной организации.

8. Аналитические процедуры. Анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой кредитной организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов финансовой и хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. Среди типичных аналитических процедур можно назвать, например, сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми и прогнозными показателями или сопоставление финансовой информации и нефинансовой т.е. сведений о деятельности кредитной организации, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета.

9. Подготовка альтернативного баланса.

Аудиторская фирма самостоятельно определяет, какие способы сбора аудиторских доказательств применять при проведении проверки в отношении различных операций.

1.4 Использование результатов аудиторской проверки

По результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение (завершающий этап аудиторской проверки).

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в Российской федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации, включающей отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического положения.

По завершении аудиторской проверки аудиторское заключение в целом подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудиторской фирмы и датируется. Аудиторское заключение вместе с приложенными к нему балансом и отчетом о прибылях и убытках, имеющими отметку о представлении им ранее территориальному учреждению Банка России, публикуемыми формами отчетности в обязательном порядке должно быть сброшюровано аудиторской фирмой (аудитором) и представлено кредитной организации в сроки, определенные в договоре на проведение аудиторская проверки.

Не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, кредитная организация представляет территориальному учреждению Банка России два экземпляра копии аудиторского заключения, оформленного в соответствии с вышеназванным порядком, заверенных кредитной организацией, и 2 экземпляра копии издания, в котором опубликован годовой отчет. Один экземпляр указанных документов представляется территориальным учреждением Банка России не позднее 1 сентября в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.

Аудиторская организация представляет клиенту помимо полной формы аудиторского заключения, оформленного в названном порядке, краткую форму аудиторского заключения.

Аудиторская Фирма (аудитор) должна также представить руководству кредитной организации детализированный и отчет (отчет аудитора) по итогам проведенного аудита. В детализированном отчете доли быть отражен вопрос о видах и параметрах, применяемых на всех стадиях проведения проверки и должна содержаться развернутая аргументация выводов, изложенных в аудиторском заключении.

2. Аудит операций с ценными бумагами

2.1 Нормативная база, регламентирующая виды операций банка с ценными бумагами

С момента возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х -- начало 90-х годов) законодательство России исходит из того, что деятельность банков универсальна, т.е. они имеют право совмещать обычные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг. Таким образом, российские банки осуществляют операции с ценными бумагами как по общим правилам, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и в рамках дополнительных правил, устанавливаемых ЦБ РФ.

Основные законы по рынку ценных бумаг следующие:

1. Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ; часть вторая от 26.01.96 №14-ФЗ;

2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 №208-ФЗ;

3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 №39-Ф3;

4. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 №48-ФЗ;

5. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 №136-ФЗ;

6. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99 №46-ФЗ;

7. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99 №117-ФЗ.

Эти общие законодательные требования адаптированы к банковской деятельности следующими нормативными документами ЦБ РФ:

1. Положением ЦБ РФ «Об особенностях лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Российской Федерации» от 23.10.97 №1-П (утв. приказом ЦБ РФ от 23.10.97 №02-462);

2. Положением ЦБ РФ «О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями -- участниками финансовых рынков» от 02.07.98 №43-П;

3. Указанием ЦБ РФ «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.99 №603-У;

4. Инструкцией ЦБ РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 17.09.96 №8 (в ред. Указания ЦБ РФ от 20.08.99 №628-У);

5. «Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18.06.97 №61 (утв. приказом Банка России от 18,06.97 №02-263);

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.