Рефераты. Аудит ликвидности баланса кредитной организации

Аудит ликвидности баланса кредитной организации

26

Содержание

Введение

1. Внутренний аудит (контроль) в кредитных организациях

1.1 Понятие внутреннего аудита в кредитной организации

1.2 Система внутреннего контроля кредитной организации

1.3 Аудит рисков кредитной организации

2. Аудит ликвидности баланса кредитной организации

2.1 Обязательные требования к кредитным организациям в части поддержания ликвидности

2.2 Направления аудита ликвидности баланса кредитной организации

2.3 Методика проведения аудита резервов банка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аудиторская деятельность -- аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка Российской Федерации).

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности кредитных организаций определяются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации после подтверждения его достоверности аудиторской организацией, аудитором, работающим самостоятельно.

Кредитные организации самостоятельно выбирают аудиторскую фирму ими аудитора, работающего самостоятельно, для проведения у них аудиторской проверки.

Аудиторские проверки не отменяют осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, по правомерности формирования уставного фонда кредитной организации, по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

В соответствии с действующим банковским законодательством проверка деятельности кредитных организаций и их филиалов может быть осуществлена аудиторской фирмой по поручению Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудиторской фирме (аудитору) поручение о проведении аудиторской проверки кредитной организации при наличии в производстве указанного органа возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

1. Внутренний аудит (контроль) в кредитных организациях

1.1 Понятие внутреннего аудита в кредитной организации

В российском законодательстве заложен ряд норм, регулирующих вопросы внутреннего контроля в кредитных организациях. Так, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) устанавливает, что учредительные документы кредитной организации должны содержать сведения о системе органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях (ст. 10, п. 6). Статья 24 части 4 указанного закона, посвященная обеспечению финансовой надежности кредитной организации, обязывает кредитную организацию организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций. При осуществлении обязательного ежегодного аудита кредитной организации аудиторы должны составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения, в том числе о состоянии внутреннего контроля (ст. 42, ч. 3).

Нормы федерального законодательства детализируются в Положении "Об организации внутреннего контроля в банках" от 28 августа 1997 г. № 509, утвержденном приказом ЦБР от 28 августа 1997 г. № 02-372 (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и определяет общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.

В соответствии с Положением основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, согласно характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности (п. 1.2.). Установлено, что сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в уставах банков (п. 1.4., ч. 2).

Определено (п. 2.1. Положения) что, система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства Российской Федерации, указания Банка России, иные регулятивные требования; внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики;

- обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;

- разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.

Основными задачами внутреннего контроля, исходя из указанных выше целей, являются:

- обеспечение выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

- определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

- выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности; сохранность активов (имущества) банка;

- адекватное отражение операций банка в учете; надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с нею рисках;

- эффективное функционирование внутреннего аудита банка; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверность учета и отчетности, организация внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности (п. 2.2. Положения).

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, а также разработки предложений по совершенствованию системы и повышению ее эффективности, в банках создается служба внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля действует на основании устава банка и положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого советом директоров банка.

1.2 Система внутреннего контроля кредитной организации

Первым нормативным документом, который обязал кредитные организации создавать внутренний контроль был Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" (главы III ст. 24), где сказано, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Наличие службы внутреннего аудита не является стопроцентной гарантией стабильности банка, это всего лишь инструмент, который может быть использован руководством для контроля за состоянием банка изнутри. В данном случае необходимо говорить не о наличии такой службы в банке вообще, а об эффективности ее работы и о правильном использовании результатов работы внутренних контролеров руководством банка.

С утверждением Положений № 509, 510 (в 1999 году Положение 510 было отменено и Центральный банк РФ опубликовал в июле 1999 г. новое Указание № 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях") все российские коммерческие банки были обязаны создать службы внутреннего контроля.

В Положении Центральный Банк РФ определил, что обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, является основной целью создания Службы внутреннего контроля (далее СВК).

Одной из основных функций уже действовавших в некоторых банках служб внутреннего аудита как раз и являлся контроль за соблюдением законодательства РФ. И, по сути, принятием данного Положения Центральный банк обязал "втиснуть" новый контролирующий орган - СВК в уже отлаженную и отработанную систему внутреннего контроля.

Одной из задач СВК в соответствии с требованиями ЦБР является эффективный контроль и защита банка от возникающих рисков в связи с деятельностью банка. Решение данной задачи обычно не относится к компетенции внутренних аудиторов банков. В большинстве банков контроль за наиболее рисковыми операциями банков осуществлялся соответствующими подразделениями, а также непосредственно руководящим органом банка. По-видимому, с принятием данного Положения Центральный Банк надеется, что новая структура будет работать более эффективно, чем уже существующие системы контроля, которые, как уже было сказано выше, не всегда оправдывают себя. К тому же, проверяющие банк сторонние организации не всегда в состоянии получить полное представление о работе банка. СВК в соответствии в закрепленными в Положении нормами имеет неограниченный доступ ко всей информации, а следовательно имеет представление о реальном состоянии банка.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.