Рефераты. Аудит кассовых операций

Аудит кассовых операций

23

Содержание

Введение

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

2. Источники информации для проверки

3. План и программа аудиторской проверки раздела учета

4. Аудит кассовых операций

5. Типичные ошибки

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый кон-троль -- аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудитора-ми, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика -- клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях -- за счет бюд-жетных средств.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в выражении мнения о достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Одной из задач аудиторской проверки является также установление соответствия совершенных экономическим субъектом финансово-хо-зяйственных операций действующему законодательству.

Проверка деятельности организаций требует определенных зна-ний методологии, специальных методических приемов и технических способов, раскрывающих содержание фактов хозяйственной жизни, а также влияющих на них факторов с целью познания предмета аудита.

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

К основным законодательным и нормативным документам, регу-лирующим объект проверки, относятся:

Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Централь-ного банка России № 40 от 22 сентября 1993 г.).

Закон РФ № 5215--1 от 18 июня 1993 г. «О применении контроль-но-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населени-ем» (ред. от 30 декабря 2001 г.).

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

Методические указания по инвентаризации имущества и финан-совых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налого-вых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № БТ-3-14/36 от 22 ию-ня 1995 г.).

Методические рекомендации по вопросам применения кон-трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152 от 5 мая 1994 г.).

Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление МФ РФ № 104 от 30 августа 1993 г.).

Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Ука-зание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).

Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен-тации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госком-стата РФ № 88 от 18 августа 1998 г.) (ред. от 3 мая 2000 г.).

10. Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен-тации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.).

2. Источники информации для проверки

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок -- это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.

Основными документами, которые необходимо изучить при про-верке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистра-ции выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонен-тов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денеж-ных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

Главная книга;

журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);

регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства);

бухгалтерский баланс (ф. № 1, строка 261);

отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

3. План и программа аудиторской проверки раздела учета

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых опера-ций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неодно-кратно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определен-ную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника оп-ределяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявля-ет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, пла-нирует состав основных контрольных процедур, определяет специ-фические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стан-дартных процедур.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего кон-троля за движением денежных средств в кассе предприятия для ау-дитора служат:

отсутствие на предприятии налаженной системы проведения
внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной налично-сти и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;

наличие признаков формального проведения ревизий кассы:

назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизи-онной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;

предоставление права подписи приходных и расходных кас-совых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руково-дителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;

формальное проведение ревизии кассы при смене (увольне-нии) кассиров;

отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на четного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;

отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых опе-раций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.

Вопросник аудитора составляется таким образом, что в боль-шинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предва-рительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер сле-дующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».

Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кас-сир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезап-ных ревизиях кассы, руководитель предприятия -- о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кас-сиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопро-сы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.

Если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых опера-ций в обычном порядке для оценки существенности статьи «Касса» в отчетности предприятия.

Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.

В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.

4. Аудит кассовых операций

Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным норматив-ным актом, регламентирующим порядок осуществления опера-ций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе орга-низации, является Порядок ведения кассовых операций в Россий-ской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40. Этот доку-мент устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведения кассо-вой книги, ревизии кассы, а также контроля за соблюдением кас-совой дисциплины.

При проверке аудитор, кроме того, должен руководствоваться Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации». В качестве мето-дического материала можно использовать Рекомендации Цент-рального банка РФ от 30 сентября 1994 г. № 113 по осуществле-нию учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых опе-раций в РФ. Наконец, аудитор должен пользоваться норматив-ными документами, утвержденными соответствующими мини-стерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые опе-рации, имеющие отраслевые особенности (расходование наличных сумм заготовительными организациями, организациями потребительской кооперации, инкассирование торговой вы-ручки и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.