Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, дей-ствующая в интересах его руководства и (или) собственников, регла-ментированная внутренними документами система контроля за соблю-дением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и на-дежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
1. содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
2. объемов показателей финансово-экономической деятельности эко-номического субъекта;
3. сложившейся системы управления экономического субъекта;
4. состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные служ-бы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъек-та, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внут-реннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собствен-никами и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб-ственников экономического субъекта информационное и консульта-ционное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его ру-ководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимос-ти от особенностей экономического субъекта и требований его руко-водства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая эк-спертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных ста-тей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
4. проверку деятельности различных звеньев управления;
5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изуче-ние и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных под-разделениях экономического субъекта;
6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности иму-щества экономического субъекта;
7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
9. специальные расследования отдельных случаев, например подо-зрений в злоупотреблениях;
10. разработку и представление предложений по устранению выяв-ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив-ности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначивше-му его руководству и (или) собственникам и независим от руководи-телей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит -- это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита -- помочь членам организации эффективно выпол-нять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей органи-зации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего ауди-та определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении ши-рокого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
1. проверку систем контроля, направленную на выработку полити-ки компании в рамках законодательства;
2. оценку экономичности и эффективности операций компании;
3. проверку уровня достижений программных целей;
4. подтверждение достоверности информации, используемой руко-водством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности са-мой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, ру-ководство предприятия может оперативно и своевременно осуществ-лять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи-ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако фун-кции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных про-цедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой ин-формационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутрен-него и внешнего аудита.
Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством, исходя из потребностей управ-ления: как внутренними подраз-делениями предприятия, так и предприятием в целом
Решение отдельных функцио-нальных задач управления, раз-работка и проверка информа-ционных систем предприятия
Определяется законодатель-ством по аудиту: оценка достоверности финансо-вой отчетности и подтверж-дение соблюдений действующего законода-тельства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандарта-ми внутреннего аудита)
Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и пра-вил аудиторской проверки
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на пра-во заниматься этим ви-дом предпринимательства
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Начисление заработной платы по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Перед клиентом и перед третьими лицами, установ-ленная законодательными и нормативными актами
Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;
2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.
Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;
2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;
3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3